- 25.07.2019
Юристы ФПП приняли участие в круглом столе «Совершенствование законодательства РФ о возмещении морального вреда»
24 июля в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству прошел круглый стол на тему “Совершенствование законодательства Российской Федерации о возмещении морального вреда”. В его работе приняли участие юристы ФПП Александр Кошкин и Кирилл Тимонин.
В дискуссии участвовали члены СФ, представители адвокатского и судейского сообщества, а также представители некоммерческих организаций. В фокусе обсуждения были практические вопросы компенсации морального вреда и необходимость установления на законодательном уровне унифицированных размеров такой компенсации.
Участники круглого стола в большинстве своем поддержали идею введения шкалы, определяющей хотя бы примерную сумму компенсации, на которую может рассчитывать истец. Необходимо отметить, что введение данной шкалы так же сопряжено с рядом проблем. Основной из них является экономическая ситуация в нашей стране. Уровень доходов и, соответственно, платежеспособность населения в зависимости от субъекта сильно отличаются друг от друга. Уровень доходов в городе миллионнике сильно отличается от городов с меньшим количеством населения, не говоря уже о селах и деревнях.
Комментарий юриста Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александра Кошкина:
На сегодняшний день ситуация с присуждением компенсации за причиненный моральный вред чрезвычайно запутанная. По одному и тому же составу преступления с идентичным объемом причиненного вреда, суммы присужденных компенсаций могут отличаться в десятки раз. Как такое возможно? К сожалению, присуждая ту или иную сумму, судья в своем вердикте не утруждает себя описанием мотивировки причин. В подавляющем большинстве случаев в решении суда будет указано, что судья, руководствуясь своим внутренним убеждением, а также принципом разумности и справедливости посчитал данную сумму справедливой.
Приведу пример. В результате преступления потерпевшему были причинены повреждения в виде перелома челюсти. Потерпевший с момента совершения преступления уже испытывает и нравственные, и физические страдания. Затем следуют операция, долгая реабилитация, жизнь на протяжении двух-трех месяцев с фактически сомкнутыми челюстями, исключительно жидкое питание. У потерпевшего появляется множество “нельзя”, причиняющих страдания: жевать, зевать, спать на боку. Как происходит расчет суммы компенсации в суде? А никак! Судья рассчитывает сумму, исходя из своих принципов! Уверен на 100%, что вердикт судьи, который сам испытал подобное, будет суровее вердикта судьи, не испытавшего таких страданий.
Возможно более справедливым и более понятным для сторон участвующих в процессе, было бы применение шкалы определяющей размер компенсации (от и до) за причиненные нравственные и физические страдания. Если стороны в процессе будут хотя бы примерно знать, на что они могут рассчитывать, то и договориться им будет значительно проще, а это сэкономит время судьи, да и пострадавший в случае досудебного соглашения сможет получить деньги значительно быстрее, чем по решению суда и в результате дальнейшего исполнительного производства.
Определение размера компенсации морального вреда проблема, которую нужно решать в комплексе, с процедурой обеспечения платежеспособности ответчика, с совершенствованием процедуры исполнительного производства. Нет никакого смысла в назначенной компенсации, если ее невозможно получить. Более того, социальная несправедливость, бесперспективное исполнительное производство, ощущение собственной беспомощности, также причинят истцу нравственные страдания.
Право – это совокупность общеобязательных правил. Эти правила могут соблюдаться лишь в случаях, когда они понятны, когда наступление ответственности за несоблюдение этих правил неизбежно и, когда правосудие опирается исключительно на нормы закона, а не на внутреннее убеждение того или иного человека, пусть и с кристально чистой репутацией.
ФПП