Матвей Гончаров: «Государство должно решить, как оно будет развивать социально ориентированные НКО»



alttext

Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений

5 марта 2018 года в Государственной Думе РФ прошёл «круглый стол» «Формирование системы мониторинга эффективности деятельности некоммерческого сектора». Исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвей Гончаров, принявший в нём участие, считает, что государство в плане развития некоммерческого сектора и формирования его грантовой поддержки четко не поставило себе цель для чего это, в принципе, все нужно.

Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений

На мой взгляд, организаторы круглого стола не случайно озаглавили его как «Формирование системы мониторинга эффективности деятельности некоммерческого сектора». На протяжении последних лет государство с учетом дискуссий предлагало различные варианты государственной поддержки некоммерческого сектора, что в итоге привело к определенным последствиям.

Первый момент. Ещё в Послании 2013 года, Президент Российской Федерации В.В Путин прямо указал, что современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики. Однако существующая модель взаимоотношений в сфере грантовой поддержки НКО на протяжении последних лет не позволяют реализовать заданный Президентом России вектор государственного развития.

Это, возможно, объясняется тем, что средства из федерального бюджета выделяются зарекомендовавшим себя организациям, отношение к НКО со стороны некоторых чиновников в основном негативное – либо мошенники, либо иностранные агенты. Сами организации публично не отчитываются о реализации гранта, деньги, зачастую, используются не по назначению, а качественные грантовые проекты, как правило, не применяются на практике вовсе, поскольку не имеют соответствующих механизмов внедрения как самой организацией, так и грантооператором.

Второй момент, законодательный. В 2010 году Федеральным законом № 40-ФЗ было введено понятие социально ориентированной некоммерческой организации, а также закрепил за государственными органами и органами местного самоуправления право и формы оказания помощи социально ориентированным НКО. Однако со временем, в ходе различных дебатов были выработаны несколько иные подходы к определению сути и видов социально ориентированной некоммерческой деятельности – с 2017 года появились социально ориентированные некоммерческие организации – исполнители общественно полезных услуг, организаций, которым получение такого статуса дает право на получение в приоритетном порядке дополнительных мер поддержки. Но перечень получился настолько конкретным и конечным, что значительное количество социальных направлений в него просто не вошло. На мой взгляд, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин говорил о новых решениях к развитию некоммерческого сектора, то его просто неправильно поняли. Вряд ли речь шла об ограниченном круге направлений.

«Круглый стол» «Формирование системы мониторинга эффективности деятельности некоммерческого сектора»

Сейчас с учетом озвученных изменений в некоторых регионах это вызывает определенные опасения, поскольку для социально ориентированных НКО – не исполнителей общественно полезных услуг, стали неясны дальнейшие перспективы, соответственно, возможность получения грантовой поддержки и дополнительных преференций, софинансирования.

Третий момент. Государство предлагает некоммерческому сектору различные варианты получения грантовой поддержки как на федеральном уровне – от единого грантооператора по целому ряду направлений, по программам федеральных министерств – по отраслевым направлениям, так и на уровне субъектов Российской Федерации – по программам регионов и при поддержке соответствующих территориальных ресурсных центров НКО.

Такая вариативность, безусловно, положительна для некоммерческих организаций, претендующих на поддержку и софинансирование, и направлена на развитие сектора. Однако никто не популяризирует положительные проекты на практике.

Четвертый момент, технический. Некоммерческие организации, согласно действующему законодательству, обязаны представлять уйму различной статистической, зачастую дублирующей друг друга информации и различных, постоянно меняющихся форм отчетности в целый ряд контролирующих ведомств. Большая часть информации касается финансов организации, а нефинансовые качественные и количественные показатели организации остаются неучтенными, что, естественно, не добавляет оптимизма в деятельность НКО.

И пятое, самое, на мой взгляд, главное. Мне кажется, что государство в плане развития некоммерческого сектора и формирования его грантовой поддержки четко не поставило себе цель, для чего это в принципе все нужно. А без конкретной цели и понимания сути вопроса не будет ни внятных инструментов и средств реализации, ни механизмов поддержки и развития сектора НКО.

На фоне только части озвученных проблем и вопросов «мониторить» деятельность сектора НКО предельно сложно, тем более, что единых подходов к тому, как проводить анализ эффективности деятельности НКО, как определять степень полезности по тем или иным направлениям, как отслеживать промежуточные и конечные результаты деятельности, просто нет.

Если государство для себя формулирует, что НКО – это необходимый инструмент и средство реализации части государственной социальной политики, то оно должно четко для себя представлять какие именно это организации, не делать законодательных разночтений и не вносить сумятицу в ряды НКО.

Что конкретно можно предложить с учетом практики и инициатив ряда коллег:

– возможно создать систему профессиональных операторов грантов, действующих на постоянной основе и по определенным государством задачам в различных сферах деятельности с обязательным привлечением представителей (аудиторов) Счетной палаты РФ для эффективной реализации грантовых программ и осуществления текущего контроля;

– разработать и ввести систему критериев соответствия, оценки для НКО;

– ввести систему публичных отчетов по грантовым проектам;

– выделять средства на текущую деятельность НКО, эффективно зарекомендовавших себя и реализующих социально-востребованные проекты;

– сформировать единую базу данных/ автоматизированный портал данных НКО;

– вменить в обязанности грантодателей популяризацию результатов грантовых программ и использованных методик, полученных в результате осуществления грантовых программ;

– рассмотреть возможность упрощения как при регистрации и реорганизации НКО, так и упрощение сдачи отчетности НКО.

ФПП