- 20.02.2018
Ольга Костина: «Защита потерпевших – принцип социального государства!»
20 февраля 2018 года доверенное лицо кандидата на должность Президента РФ Владимира Путина, председатель Совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений Ольга Костина провела круглый стол «Актуальные вопросы в сфере защиты прав потерпевших от преступлений в Российской Федерации». Представители правоохранительных структур, правозащитники, учёные сошлись во мнении о необходимости усиления мер защиты прав потерпевших. Участники встречи поддержали инициативы Ольги Костиной и Фонда поддержки пострадавших от преступлений по проведению Всероссийского виктимологического исследования, а так же по улучшению процессуального положения потерпевшего.
Приветствуя участников «круглого стола», Ольга Костина отметила, что обсуждение мер защиты прав потерпевших проходит накануне Международного дня поддержки жертв преступлений. Во всем мире он отмечается 22 февраля. Мероприятия, приуроченные к этому дню, проходят во всех странах, входящих в Victim Support Europe (VSE) – Европейскую Ассоциацию поддержки жертв преступлений. 29 мая 2018 года будет ровно 10 лет, как правозащитное движение «Сопротивление» (сегодня Фонд поддержки пострадавших от преступлений – ФПП) было принято в ряды VSE и, Россия, стала её полноправным членом.
Исполнительный директор ФПП Матвей Гончаров зачитал приветственное обращение исполнительного директора VSE Левент Алтан участникам круглого стола, в котором, в частности, выражается поддержка работы Фонда.
По словам Ольги Костиной, сегодня в России меры социальной поддержки потерпевших обсуждаются на разных уровнях. В 2013 году, благодаря широким общественным усилиям, был принят пакет законов в защиту прав жертв преступлений. Однако, компенсационный механизм, к сожалению, так и не заработал. Круглый стол, организованный ФПП позволит сформировать предложения общественных организаций и представителей правоохранительных органов, которые в ближайшее время будут предложены к реализации всем профильным ведомствам.
Государство поддерживает виктимологическое исследование
«Всероссийский виктимиологический опрос, который в 2018 году мы рассчитываем провести вместе с Правительственной комиссией по профилактике правонарушений, должен показать, в том числе, причины латентности преступности, нежелания обращаться в органы правопорядка» – заявила Ольга Костина. – «Система, которая обеспечивает правопорядок и восстановление справедливости не должна быть гуманной, и не должна быть свирепой. Она должна быть адекватной по отношению ко всем участникам правового процесса. Мы же видим, что за хищение можно получить 8 лет, а за убийство 2 года. Неужели бюджетные деньги стоят дороже, чем человеческое здоровье и жизнь?»
Ольга Костина отметила, что создание компенсационных механизмов жертвам преступлений – признак ответственного, социального государства. Такие программы действуют практически во всех странах Европы, а так же у наших ближайших соседей – в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане. Так же необходимы эффективные программы медицинской, реабилитационной помощи потерпевшим.
Министерство здравоохранения РФ выразило готовность к совместной работе.
«Минздрав полностью поддерживает инициирование и проведение Всероссийского виктимологического исследования», – заявила директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Министерства здравоохранения РФ Оксана Гусева. – «Мы должны чётко понимать, что беспокоит и тревожит наших граждан, участвующих не только в уголовном процессе, но и в гражданском. Это очень важно для того, чтобы мы могли оказывать всю психологическую и медицинскую помощь. В рамках помощи потерпевшим, в поликлиниках в настоящее время действуют отделения медицинской профилактики. Очень важно, чтобы человек на ранних стадиях мог обратиться к профессиональному психологу или психотерапевту».
Ольга Костина отметила открытость Минздрава в обсуждении мер улучшения помощи жертвам преступлений. В настоящее время с Минздравом ведётся активная работа по составлению вопросов к Всероссийскому виктимологическому исследованию. «Только 30% жертв считают, что справились с перенесённой травмой», – особо отметила Ольга Костина. – «Это говорит о том, что медицинская помощь важная составляющая комплексной помощи жертвам преступлений и исследование поможет нам точно определить её направления ».
Компенсация вреда потерпевшим требует межведомственных усилий
Нерешённые проблемы компенсации вреда и восстановления здоровья российских пешеходов, ставших жертвами дорожно-транспортных происшествий, требуют обращения к Президенту РФ. С таким предложением к Ольге Костиной – доверенному лицу кандидата на должность Президента РФ Владимира Путина обратился руководитель профильной общественной организации «Союз пешеходов» Владимир Соколов.
«За гибель человека в общественном транспорте предусмотрена компенсация родственникам до 2 млн. рублей, но, если человек являлся пешеходом, то 475 тыс. рублей», – констатировал Владимир Соколов. – «В чём справедливость? Страховые выплаты по ремонту автомобилей уже доходят до 800 тыс. рублей, а жизнь человека оценивается в 475 тысяч. Это абсурд!»
Владимир Соколов призвал активнее оснащать перекрёстки и опасные участки дорог системами видеонаблюдения. Обращение к Президенту РФ Владимиру Путину, по мнению правозащитника, способно изменить отношение к проблемам пешеходов, которыми мы все являемся.
Рост числа обращений потерпевших к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации отметил замначальника Управления по защите прав потерпевших Аппарата Уполномоченного Виктор Немченков.
«В 2016 году в Аппарат Уполномоченного по правам человека поступило 2870 жалоб от потерпевших», – сообщил Виктор Немченков. – В 2017 году жалоб было уже 3100. В основном они связаны с нарушением прав заявителей на стадии возбуждения уголовного дела. Защита потерпевшего без законного возбуждения дела невозможна. Так же нас беспокоит постоянное систематическое продление сроков следствия. Порой следствие длится годами. За это время подозреваемый успевает избавиться от всего имущества. Только 19% потерпевших добиваются возмещения вреда!»
Представитель ФССП Вера Чередникова поддержала Виктора Немченкова, отметив, что взыскание по исполнительным производствам в пользу потерпевших происходит со значительными трудностями и имеет смысл расширить полномочия приставов в этой сфере.
«Очень часто имущество переводится на близких лиц с последующей невозможностью его взыскания по приговору суда», – заявила Вера Чередникова. – «В настоящее время законодательство предусматривает со стороны следователя, дознавателя процедуру ареста имущества. В целях эффективности возмещения ущерба, причинённого преступлением, представляется целесообразным совершенствовать механизмы обеспечительных мер в отношении имущества подозреваемого лица в процессе предварительного расследования по уголовному делу».
Процессуальные процедуры необходимо корректировать
Стоит отметить, что в 2017 году правоохранительными органами отмечено общее снижение показателей преступности примерно на 4 %. Однако объективно заявлять о фактическом снижении количества совершаемых общественно опасных деяний не представляется возможным. Более половины всех зарегистрированных преступлений (52,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем краж, грабежей, разбоев и совершенных в форме мошенничества (рост на 8,6%). При этом, установленный ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) снизился на 27,4% и составил 408,5 млрд. руб. Опасной тенденцией является рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами – 12 873 (АППГ – 12 093, т.е. + 6,5 %), их удельный вес в общем числе расследованных преступлений данных категорий вырос с 5 % до 5,8 %. Количество лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред, увеличилось в 2017 году на13,3%. Количество вынесенных (без повторов) постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел составило 6,808 млн.
«Людям нужны не цифры, а справедливость», – уверен старший помощник руководителя Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров. – «Нам надо знать конкретно, что стоит за этими цифрами. Что стоит за тем, когда отменяется постановление о возбуждении уголовного дела или уголовное дело не возбуждается… Александр Иванович Бастрыкин неоднократно озвучивал свою позицию – потерпевший – это главный человек в уголовном судопроизводстве. В ведомстве организован приём на разных уровнях, созданы интернет-приёмные во всех регионах. И, люди доверяют следствию, понимают, что справедливости можно добиться. Может быть, система работает не совсем хорошо, но идёт стремление к тому, чтобы потерпевший стал главным».
Игорь Комиссаров призвал быть внимательным к влиянию СМИ, поскольку в последнее время очень часто их роль заключается лишь в том, кто кого больше перекричит.
Ольга Костина поддержала Игоря Комиссарова, отметив, что в ситуациях, когда по телеканалам и в СМИ демонстрируются лица несовершеннолетних жертв преступлений, даются адреса близких, смакуются подробности порой зверских преступлений все ссылки на свободу слова, на желание помочь жертвам преступлений являются лживыми и лицемерными.
«Мы неоднократно обращались в разные органы, в частности, в Роскомнадзор, однако, ни одного движения не было сделано, чтобы подобную практику прекратить», – заявила Ольга Костина. – «Во всём мире такие действия являются преступлением – программы закрываются, а виновные привлекаются к ответственности. Но у нас государство не желает предпринимать никаких усилий, чтобы навести в этой сфере порядок. Тем не менее, нельзя считать, что все СМИ такие. Когда у человека не остаётся надежды на справедливость, порой только в СМИ готовы его выслушать».
Безусловно, в обеспечении прав потерпевших следственные органы играют значительную роль. И процессуальная практика, отмечают эксперты, нуждается в коррекции.
«Заявители о преступлениях все чаще не получают от правоохранительных органов уведомления о принятых по заявлениям процессуальных решениях и копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела», – сообщил юрист, эксперт ФПП Максим Пешков. – «Согласно УПК РФ такие уведомления должны направляться заявителям не позже 24 часов с момента принятия соответствующего процессуального решения. Однако до формального признания следователем (дознавателем) потерпевшего соответствующим постановлением, лицо (заявитель), фактически являющееся потерпевшим, не имеет даже части прав потерпевшего, в частности, права подавать ходатайства. Получение заявителем (потерпевшим) процессуального права на заявление ходатайств на стадии проверки сообщения о преступлении положительно скажется на возможности раскрытия преступления по «горячим следам», обеспечит право заявителя ходатайствовать о принятии незамедлительных мер по фиксации следов преступления».
Юрист, эксперт ФПП Тимур Чекуев считает, что российские суды не всегда должным образом проверяют законность и обоснованность отказов в возбуждении уголовного дела.
«Бывают ситуации, когда дело в течение нескольких лет не доходит до суда», – особо подчеркнул Тимур Чекуев. – «При этом потерпевший, исходя из последней редакции Постановления Пленума Верховного Суда «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в некоторых случаях, лишен возможности обжаловать действия следственных органов и дознания в суд в порядке ст. 125 УПК РФ. Что фактически ограничивает потерпевшего в правах на отстаивание своих законных интересов.».
Адвокат, руководитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО Мари Давтян видит несколько проблем в защите пострадавших от насилия.
«Есть проблемы технические, например, проверки на стадии заявления, процессуальных действий», – отметила Мари Давтян. – «Но есть и системные проблемы, например, физической защиты потерпевших – этого в России в принципе не существует, как, впрочем, и компенсации в широком смысле этого слова – восстановления в правах. В 99% случаев мы обжалуем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и получаем ответ суда, что всё обоснованно и справедливо. Это может означать всё что угодно. Заставить следствие рассматривать жалобу в порядке статьи 124 УПК РФ практически невозможно. В деле же практически ничего не происходит. Порой мы не можем инициировать следствие на проведение экспертизы по полгода».
__________________
В ходе круглого стола ведущие российские эксперты, учёные, общественные деятели озвучили свои предложения по совершенствованию мер защиты прав потерпевших. Безусловно, они должны лечь в основу государственной, в том числе, уголовной политики на ближайшие годы. Ольга Костина, как доверенное лицо, видит свою миссию в том, чтобы обобщить предложения гражданского общества и ознакомить с ними руководство страны.
«Для потерпевшего крайне важно, чтобы государство не оставило его одного в тяжёлой ситуации, чтобы ему было понятно, что и как необходимо делать для получения помощи и поддержки!» – считает Ольга Костина.
Юрий Голов, ФПП