- 23.06.2023
Александр Кошкин: “Связка “следователь – банк” должна работать быстрее!”
Старший юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин
Старший юрист ФПП Александр Кошкин об инициативе МВД РФ по блокировке счетов мошенников.
На уходящей неделе довольно громко прозвучала инициатива МВД России по блокировке банковских счетов кибермошенников на основании постановления следователя. В настоящее время для принятия такой меры следователь должен обратиться в суд, который уже определит – арестовывать имущество и счёт или не арестовывать.
Нет сомнений в том, что скорость принятия контрмошеннических решений правоохранительными и банковскими структурами, – это одно из важнейших условий процветания преступного “бизнеса”. В ситуациях, когда эта скорость практически отсутствует законопослушный гражданин-потерпевший может рассчитывать разве что на нерасторопность исполнителей.
Инициатива МВД предполагает, что правоохранительные структуры получат право в случаях, не терпящих отлагательства, при наличии оснований полагать, что счета (вклады, депозиты) использовались или предназначались для использования в преступной деятельности, принимать решение о приостановлении расходных операций с денежными средствами, электронными денежными средствами по указанным счетам (вкладам, депозитам) на срок до 10 суток.
21 июня Telegram-канал “Статья 52” подробно рассматривал данную инициативу.
Старший юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин считает, что сближение теории и практики борьбы с мошенничеством пошло бы на пользу всему обществу.
Александр Кошкин, старший юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений:
Данная инициатива звучит очень хорошо. И, возможно, в теории данная новелла способна осложнить жизнь мошенникам, и соответственно, сохранить денежные средства наших граждан.
Есть, как всегда, одно “но” – правоприменение.
Действительно, такого рода преступления, как дистанционное мошенничество, в частности, телефонное мошенничество, необходимо расследовать по горячим следам. Каждый час промедления значительно снижает шансы следствия на установление и задержание преступника. С такой же скоростью снижаются шансы потерпевшего на возвращение похищенного. В Фонд поддержки пострадавших от преступлений обращается большое количество сограждан, ставших жертвами мошенников. В своих обращениях граждане чаще всего жалуются на бездействие правоохранительных органов, на волокиту при расследовании уголовного дела.
Приведу пример. Человек пострадал от действий мошенников, которые взяли от его имени кредит на 500 000 рублей. Пострадавший в этот же день написал заявление в полицию. По истечении двух недель пострадавший получил из полиции постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с формулировкой, что, мол, пострадавший сам добровольно взял кредит и также сам добровольно распорядился взятыми деньгами. В связи с этим это является не преступлением, а гражданско-правовыми отношениями между гражданином и банком. Пострадавший обжаловал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и прокуратура отменила его. Но спустя месяц пострадавший опять получил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое также успешно обжаловал в прокуратуру. В последствии у пострадавшего получилось добиться возбуждения уголовного дела, но прошло уже очень много времени и шансы пострадавшего на возвращение похищенного фактически свелись к нолю.
Такие ситуации происходят каждый день.
Не существует телефонных мошенников, которые месяцами держат украденные деньги на каком-то счёте. Преступники выводят деньги на электронные кошельки или обналичивают их за считанные часы, а иногда и минуты. Чтобы данная инициатива работала необходимо не просто решение следователя, а, прежде всего, чёткая работа связки “следователь – банковский сотрудник”. Не думаю, что эта инициатива способна осложнить жизнь мошенников и повысить раскрываемость по преступлениям, если эта связка не начнёт работать более заинтересованно и слаженно”.
ФПП