Александр Кошкин: «У правоприменителей нет инструментов для привлечения организаторов «групп смерти» к уголовной ответственности!»



alttext

Старший юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин

16 февраля 2017 года в Общественной палате РФ прошли «нулевые чтения» законопроекта о склонении к самоубийству с использованием сети интернет. В заседании рабочей группы принял участие юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений (ФПП) Александр Кошкин.

Александр Кошкин, юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений:

На заседании рабочей группы прозвучало множество экспертных мнений о профилактических мерах по предотвращению подростковых суицидов. Да, профилактика нужна. Очень нужна. Но вместе с обсуждением профилактических мер, нужно обязательно помнить, что на сегодняшний день у правоохранительных органов отсутствует –  юридически отсутствует! – возможность привлекать к уголовной ответственности администраторов и кураторов, так называемых «групп смерти».

В настоящее время существует одно уголовное дело, которое еще не дошло до суда, в отношении администратора одной из «групп смерти». Филиппу Будейкину (Филипп Лис) предъявлено обвинение по статье 110 УК РФ — «доведение до самоубийства». Если бы не было девочки, выжившей после попытки суицида, если бы девочка не спросила у Будейкина: «А что будет, если я не смогу, не решусь?», на что Будейкин ей ответил: «… что если ты сама не сможешь, мы тебе поможем, и не только тебе», то он до сих пор был бы на свободе и продолжал заниматься тем же. К сожалению,  правоохранительные органы ничего не смогли бы с ним сделать, т.к. его чудовищные действия не содержат ни одного состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Более того, Будейкин в этой сфере «работает»  не один. Подобных «людей» в сети интернет множество, и теперь они все прекрасно осведомлены, что нужно делать, чтобы не попасться. Нужно просто продолжать, то, что они делали, однако, при этом не нужно никому угрожать. И тогда всё, что они делают, как это не абсурдно звучит, будет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день, несмотря на общественный резонанс, на пристальное внимание к подобным уголовным делам Следственного комитета РФ, по фактам суицида без следов криминала, продолжают выноситься постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Следственные органы, особенно в регионах России, где уголовные дела, связанные с использованием сети интернет можно пересчитать по пальцам,  не обращают внимания на очевидную причинно-следственную связь совершенных суицидов и участие погибших в так называемых «группах смерти». У правоприменителей отсутствует инструмент для привлечения организаторов таких «групп смерти» к уголовной ответственности.

То, что нормы (возможно немного доработанные), отраженные в законопроекте сенатора Белякова, появятся в УК РФ и УПК РФ, нет никаких сомнений. Тем не менее, пока в УК РФ не появится новый состав, или появится практика, что данное деяние будет квалифицироваться по ст. 105 УК РФ, дети будут погибать, а «люди» виновные в их смерти будут уходить от уголовной ответственности.

Фонд поддержки пострадавших от преступлений (ФПП)