Анатолий Якунин: В столице появится спецрота для борьбы с “беспредельщиками” на дорогах



alttext



Сенсационную новость сообщил на “Деловом завтраке” в “Российской газете” начальник Главного управления МВД России по Москве генерал-лейтенант полиции Анатолий Якунин: в столице формируется специальная рота, задача которой – остановить “беспредельщиков” на дорогах. Она будет останавливать лихачей, несущихся со “сверхзвуковой” скоростью, досматривать подозрительные автомобили, если надо – освидетельствовать на алкоголь или задерживать и доставлять в отделение. У сотрудников этой роты будет новейшее оборудование, силовая поддержка и даже вертолетное обеспечение. И, разумеется, весьма широкие полномочия.

Анатолий Иванович, как новое спецподразделение будет бороться со всеми этими лихачами и систематическими нарушителями?

Анатолий Якунин: Мы решили создать спецроту по борьбе со злостными лихачами на дорогах Москвы. У нас такие, к сожалению, есть, кто нарушает скоростной режим, создавая тем самым реальную опасность для себя и для  других участников движения.

Спецрота будет адресно работать по этой категории. С одной стороны, за семь месяцев количество ДТП в Москве снизилось на 11 процентов. Но вместе с тем, количество таких происшествий очень велико.

Поэтому мы сейчас дополнительно принимаем меры с учетом событий, которые произошли в стране по различным чрезвычайным происшествиям. Так, мы приняли решение, что раз в неделю с участием всех подразделений ГИБДД и других служб полиции будем проводить так называемые рейды по безопасности дорожного движения.

Кроме того, сегодня на совещании утром я дал поручение начальнику ГИБДД, чтобы он проработал вопрос о взаимозаменяемости и взаимопомощи с коллегами из Московской области.

Они бы нам оказали помощь, дополнительно направили на нашу территорию наряды ДПС, а когда потребуется им, мы окажем такую же помощь.

Она станет выявлять водителей, которые управляют транспортными средствами с тонированными стеклами, превышают скоростной режим, перемещаются на машинах с поддельными номерами.

Кроме того, мы будем обращать внимание на водителей, которые представляют оперативный интерес  с точки зрения криминала. Будем досматривать транспортные средства для обнаружения взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотических веществ, всех предметов, которые запрещены к легальному обороту.

Работу, которая касается безопасности дорожного движения, в Москве мы будем очень серьезно перестраивать. Вы знаете, что буквально полгода назад был назначен новый руководитель ГАИ – Виктор Васильевич Коваленко. Вчера я подписал ходатайство перед министерством внутренних дел о даче согласия назначения к нему новых заместителей. Туда придут абсолютно новые люди,  руководители, и мы надеемся, что с их приходом, как только закончится процесс формирования руководящего состава Госавтоинспекции Москвы, уровень эффективности возрастет в разы.

Параллельно прорабатывается вопрос с правительством Москвы о дооснащении, в том числе, мобильными инспекторами. Такое предложение есть, чтобы сотрудники ГАИ могли на маршруте патрулирования проверять всех нарушителей, не доставлять их в районные отделы, не терять на это время. Информационные технологии должны дойти до каждого инспектора.

Речь идет о каком-то новом оборудовании в машинах автоинспекторов?

Анатолий Якунин: Да. Они оборудуются индивидуальными видеорегистраторами, правительство будет закупать две тысячи таких приборов, этого достаточно для сотрудников ГАИ, договоренность уже достигнута. Причем, все машины будут и внутри оборудованы видеорегистраторами, чтобы фиксировать действия сотрудников ДПС и граждан, чтобы не было вопросов к тому, что, допустим, сотрудники превысили должностные полномочия или, наоборот, бездействовали.

Кроме того, каждая машина оборудована системой позиционирования, и мы контролируем ее перемещение на маршруте патрулирования системой ГЛОНАСС на интерактивной карте в дежурной части. То есть, эффективность Госавтоинспекции будем повышать.

Год тому назад я принял решение передать кураторство данными службами начальникам управления внутренних дел, соответственно, в главке сейчас я лично курирую эту службу.

“Беспредельщики” носятся на таких скоростях, что не на каждой машине догонишь. Техника, автомобили, мотоциклы, оснащение спецроты – достаточно ли им мощности, скорости?

Анатолий Якунин: Да. Они все у нас оснащены современными машинами с повышенными динамическими характеристиками, есть у них и мотоциклы. Что важно, спецрота будет усилена бойцами ОМОН. В каждом экипаже будут два омоновца, которые окажут помощь при задержании или разбирательстве.

Не секрет, что в Москве есть сегодня такая категория водителей, которая считает, что они могут себе позволить все. На них как раз мы и выделяем 50 экипажей сотрудников, наших бойцов, отряд мобильного особого назначения, чтобы сотрудники ДПС не боялись и чувствовали, что у них есть мощная силовая поддержка. Мы эту работу уже ведем в тестовом режиме. Думаю, результаты будут серьезные.

Как будут выявляться нарушения? Будут смотреть, как водители себя ведут в конкретной ситуации или станут накапливать информацию – мол, такая-то машина много раз превысила скорость?

Анатолий Якунин: У нас есть технические возможности и для такой профилактики – система фотовидеофиксации. Мы отслеживаем и скоростной режим, и то, находится ли данная машина в угоне или нет. Причем, через эту систему будем контролировать, не только из центра, но и непосредственно при несении службы – у сотрудников в машине есть возможность замерить скоростной режим. И, разумеется, смотреть, как лихачи ведут себя на дороге.

Для этой категории водителей и будет создаваться спецрота. Она станет работать в свободном режиме. Мы будем делать так, чтобы не распылять силы. Допустим, сегодня мы отрабатываем Центральный округ, может быть, сутки-двое, в круглосуточном режиме. Сбиваем одну волну “беспредельщиков”, количество их уменьшается, переходим в следующий округ, отрабатываем.

Но наряду со спецротой, будут работать и наши повседневные наряды. Мы сейчас намерены серьезно поднимать их ответственность. После того, как на территории округа поработает спецрота, мы выявим 20-30 злостных лихачей, потом зададим вопрос начальнику управления внутренних дел: а почему ваш батальон, который обслуживает данную территорию, не работает по этой категории водителей? Что ему мешает?

Здесь сразу поднимается ответственность местных территориальных подразделений. Думаю, мы поднимем ответственность и эффективность всех подразделений ГАИ.

Кто возглавит эту роту? Это будет новый человек?

Анатолий Якунин: Мы подобрали кандидата. В свое время он проходил службу, раскрывая кражи и угоны транспортных средств, в последующем более 10 лет – в Госавтоинспекции. Начальник ГИБДД предложил мне рассмотреть эту кандидатуру. Я еще с ним не беседовал, мы говорили по телефону, так как он в отпуске. Его ко мне пригласят, я с ним поговорю. Если будет способен, а, судя по телефонной беседе, я понял, что он с большим желанием готов браться за это дело, то утвердим. Тут не так просто найти сотрудника, который бы возглавил эту спецроту.

Он из оперативников, а не из ДПС?

Анатолий Якунин: В свое время он работал и в уголовном розыске, но в основном это инспектор ДПС. Мы планируем заместителем командира роты взять того, кто работал в уголовном розыске. Они будут подчиняться напрямую командиру батальона, но и я буду лично курировать, помогать, смотреть, как это все будет развиваться, как наш эксперимент станет приживаться. Рота будет замыкаться на начальника ГИБДД и начальника управления уголовного розыска. Потому что она будет выполнять две функции. Первая функция – чисто по безопасности дорожного движения, а вторая – выявлять в потоках транспортные средства, которые перевозят наркотики, взрывчатые вещества, лиц, кто находится в розыске, совершил разбойные нападения, нападал на инкассаторов. Это тоже зона ответственности спецроты.

Спецроту еще будет поддерживать кинологическое подразделение, которое будет находиться во время операции в том же округе, который ее сотрудники будут отрабатывать. Для чего? Мы сегодня должны при остановке транспортных средств, применять такой метод, как “останови и досмотри”. Мы его широко используем, очень много изъяли оружия, различных наркотиков. Кинологи должны быть двух направлений, двух специализаций. Собаки должны быть натренированы и на взрывчатые вещества, и на наркотики. Машину будут останавливать, сразу вызывается кинологическая служба. А визуально досматривать – толку мало, трудно найти. Столько тайников в машине, по сути, ее надо разобрать для того, чтобы убедиться, что там нет наркотиков.

Бойцы ОМОНа, которые усилят эту роту, будут вооружены? Мы знаем, что “беспредельщики” – это не только юнцы, которые гоняют на родительских автомобилях. Зачастую это серьезные преступники, которые вооружены, оказывают активное сопротивление. Применение ОМОНа с оружием в условиях города – не получится ли обратный эффект?

Анатолий Якунин: ОМОН – это спецподразделение, там сотрудники высокого профессионального уровня. В том числе, и в вопросах применения оружия. Оружие в городе мы стараемся применять в исключительных случаях. Сотрудники спецподразделений, оценивают ситуацию, чтобы не пострадали невинные люди, гражданское население. У них есть специальные автоматы, пистолеты, короткоствольное оружие, рассчитанное на короткое расстояние, чтобы повредить колеса, вывести из строя машину, чтобы она не могла передвигаться.

У нас был случай, когда общественность возмутилась: как же так, была в городе стрельба. А как нам надо было действовать? Надо было пресечь деятельность банды, которая нападала на инкассаторов, за ними более десяти аналогичных эпизодов. Их по-другому задержать было просто невозможно.

Мы их блокировали, они таранили все наши машины. Были вынуждены стрелять по колесам. Колеса пробили, так они все равно преодолели около километра на спущенных шинах, и только потом бросили машину, стали скрываться. В конце концов, пришлось одного ранить, чтобы задержать.

Приходится предпринимать и такие меры. Еще раз говорю: сотрудники ОМОН и специального отряда быстрого реагирования, прежде чем идет команда на штурм, все взвешивают, чтобы ни в коем случае никто из граждан, проходящих мимо не пострадал.

Досье “РГ”

Как стало известно “РГ” из источников близких к правоохранительным органам Москвы, спецрота по вылову лихачей будет создана на базе 2-го спецбатальона ГИБДД. Этот батальон не имеет территориальных привязок и занимается обеспечением спецпроездов. Однако спецпроездов осуществляется не так много, поэтому ему решили добавить нагрузки.

Предполагается, что в спецроте будет около 100 человек. Ежедневно будет работать на дорогах около 30 экипажей, в состав которых, помимо сотрудников Госавтоинспекции будут входить и бойцы ОМОНа. Ведь не секрет, что особо лихие водители могут в случае чего и оружие применить.

Кроме того в сферу их деятельности будут входить машины с сильно затонированными стеклами. А ведь никогда не знаешь, кто окажется в такой машине и сколько там человек. А люди в них могут оказаться и с оружием в руках.

Оснащена эта рота будет довольно резвыми машинами: Skoda Octavia с турбированным двигателем объемом 1,8 литра и мощностью 180 л.с. До 100 км/ч машина разгоняется за 7,4 секунды, а максимальная скорость составляет 245 км/ч. Для городских условий этого вполне достаточно. Ведь не только погонями занимается полиция, есть и перекрытия, и блокирования и прочие способы задержания подозрительного транспортного средства.

Предполагается, что возглавит роту Александр Ильин. Ныне сотрудник 2-го спецбатальона. Про него говорят, что это человек с аналитическим складом ума и очень толковый. До службы в батальоне работал в уголовном розыске именно по розыску транспортных средств.

Зачем все это надо? Количество лихачей на дорогах довольно большое. Многие из них регулярно превышают скорость, причем не на безобидные 20 км/ч. В то же время по выявленным нарушениям с помощью камер автоматической видеофиксации нарушителю можно вынести только штраф. Если у лихача нет головы, но есть мощная машина и много денег, штраф его не воспитает. Поэтому и было принято решение о создании спецроты, которая таких лихачей будет отлавливать прямо на дороге. Ведь за превышение скорости более чем на 60 км/ч выявленное сотрудником Госавтоинспекции грозит лишение прав.

Кроме того у инспекторов этой роты помимо силовой поддержки будет и интеллектуальная. С помощью планшетов и прочих электронных приборов они смогут выявлять злостных нарушителей, как только те мимо них проехали. Определять скорость преследуемого транспортного средства уже давно позволяют приборы, и так установленные в большинстве патрульных машин ГИБДД.

Михаил Фалалеев, Виктор Васенин, Владимир Баршев, Российская газета