Елена Дудченко: «Гражданское общество в Республике Крым активно формируется»



alttext

Заместитель Председателя Правления КРОО «Конгресс защиты прав и свобод человека «МИР» Елена Дудченко

Общественные организации Крымского Федерального округа переживают период активного становления. О сложностях этого процесса, успехах и проблемах в работе НКО региона «Сопротивление» беседует с заместителем Председателя Правления КРОО «Конгресс защиты прав и свобод человека «МИР» Еленой Дудченко.

Сопротивление: Полтора года назад «Конгресс защиты прав и свобод человека «МИР» открыл Центр бесплатной юридической помощи в Республике Крым. Есть ощущение, что с каждым днем организация набирается все больше опыта и профессионализма?
 
Елена Дудченко: Дело в том, что Конгресс «МИР» оказывает бесплатную юридическую помощь населению Крыма уже 5 лет. В июне 2014 года мы особо выделили это направление работы и открыли первый в республике Негосударственный Центр бесплатной юридической помощи. Мы хотели, чтобы он стал местом, где все без исключения граждане, могли бы получить реальную комплексную правовую помощь. Вхождение Крыма в состав Российской Федерации, переход на российское законодательство просто обязывало нас создать подобную структуру. Сегодня наши специалисты занимаются гражданскими делами, защитой прав потерпевших от преступлений, оказанием юридической и психологической помощи жертвам насилия, повышением правовых знаний населения, профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, опираясь исключительно на законодательство России. За короткое время мы профессионально подготовили специалистов. Более того, в Центре проходят семинары, лекции и конференции по законодательству Российской Федерации.

Сопротивление: У Центра, работу которого Вы курируете, очень широкий спектр деятельности…

Елена Дудченко: Объем наших действий обоснован запросом от населения. Правовые изменения коснулись практически всех сфер жизни крымчан, и они должны получать качественную бесплатную юридическую помощь. Количество граждан, которым мы смогли помочь за это время – наше самое главное достижение. Сегодня ежемесячно в Центр обращается около 300 человек. За полтора года мы провели 3624 очные консультации, 2185 онлайн-консультаций, подготовили 1323 правовых документа для граждан, приняли участие в 108 судебных процессах.

Что касается организационных вопросов, то мы сформировали команду, которая действует отлаженно и эффективно. В штате 18 человек, сформированы кадровый резерв и команда помощников из числа молодых юристов-студентов, которые помогают готовить документы, участвуют в соцопросах и мероприятиях организации. Ведь одно из направлений деятельности Центра – правовое просвещение населения. Хочу отметить, что молодым ребятам гораздо легче перестраиваться на работу по российскому законодательству. Они более мобильны, быстрее схватывают информацию. У меня, например, 8 лет юридической практики, и я вижу, насколько перспективно сегодня привлечение именно молодых специалистов, которые изначально будут работать по российским законам.

Когда гражданин – не гражданин

Сопротивление: Что сегодня крымчан больше всего волнует и беспокоит?

Елена Дудченко: К сожалению, практически не падает интенсивность обращений по вопросам получения гражданства. 25% всех дел, которыми мы занимаемся, связано с вопросами получения паспорта гражданина России.

Сопротивление: Очень странно. Еще в начале 2015 года представители крымских органов власти уверяли, что 99% жителей, имеющих прописку на полуострове, получили паспорта граждан России. Через суд получали паспорта те граждане, кто доказал, что до 18 марта жил и работал в Крыму.

Елена Дудченко: Да, это так. Но дело даже не в том, что человек всю жизнь прожил в Крыму, а прописан был где-то в Украине. Бывают ситуации, когда человек выписался, продал свое жилье и хочет зарегистрироваться вновь. Он никогда не выезжал на территорию Украины, всю жизнь прожил в Крыму. Но даже эти люди не получают паспорт гражданина России. Они не понимают, что происходит, конечно же, страдают, жалуются на то, что оказались не нужны государству.

Причина происходящего в том, что в связи с событиями на Донбассе, в Крыму очень много граждан из этого региона. Многие из них получили здесь российские паспорта. Ситуация такова, что раньше в Крыму проживало около 2 млн. человек, сейчас – более 3 млн. человек. К сожалению, в этой связи, многие крымчане, не проявившие в свое время активность, сегодня остались не у дел. Мы не можем утверждать, но объективные данные говорят о том, что поступило указание «сверху» прекратить или приостановить выдачу российских паспортов. Если раньше в сложных, скажем так, случаях, гражданам приходилось доказывать факт проживания в Республике Крым, то сегодня ФМС стала отказывать абсолютно всем. Люди приносят документы о браке, работе, недвижимости, об обучении в местных школах, университетах, свидетельства соседей по месту проживания. На все это у ФМС  сегодня один ответ – факт не подтвержден.

Сопротивление: Как на это реагируют судебные органы? Любые действия чиновников должны соответствовать закону…

Елена Дудченко: Последние полгода, если говорить, откровенно, ситуация стала критическая. Потому что уже сложилась судебная практика, по которой гражданам по подобной категории дел, словно «под копирку» отказывают в признании факта постоянного проживания в Республике Крым. Это не единичные случаи. Наша организация оказывает помощь 15 гражданам (!), которым суды, таким образом, безосновательно отказали. А сколько подобных фактов неизвестны общественности. Мы считаем, что эта кампания целенаправленна. Это не только наше мнение.  В Прокуратуре Республики Крым был проведен круглый стол по этому вопросу. Выводы однозначны – оснований для отказа нет!

Хочу особо подчеркнуть, что речь идет не о чьих-то желаниях или амбициях. Речь идет о соблюдении фундаментального конституционного права – быть гражданином своей страны. Речь идет о людях, часто пожилых, либо социально незащищенных, о людях, некоторые из которых последним держали в своих руках еще советский паспорт. И, когда человек, все же добивается в суде справедливости, получает на руки документ, подтверждающий факт проживания в Крыму, приходит с ним в ФМС, а в ответ слышит: «Ну, и что! Для нас это не имеет значения!» никак иначе, кроме как антигосударственной политикой подобное назвать нельзя. Ничего, кроме глубокого стыда, действия чиновников не вызывают.

Наша организация будет добиваться соблюдения закона от исполнительной власти!

Коррупцию поддерживают искусственно

Сопротивление: Удалось ли Центру выделить помощь потерпевшим в отдельное направление работы?

Елена Дудченко: Мы к этому готовы. Проблема  в том, что до статуса потерпевших, граждане, обратившиеся к нам, как раз и не доходят. Как правило, идет отказ от возбуждения уголовного дела в органах полиции или следствия. Мы обжалуем отказ в прокуратуре или в суде. С материалами проверки, конечно же, никто знакомить потерпевших не желает. Это основные нарушения на сегодняшний день. Еще одна проблема связана с тем, что создание на территории Крыма правоохранительных структур изменило подследственность уголовных дел, которые определенное время «гуляли» между ведомствами. Что-то было передано, что-то не передано. Люди обращаются в Центр за помощью в поиске уголовного дела.

Острая проблема – выплата алиментов, как правило, со стороны отца, проживающего на Украине или выехавшего на территорию этой страны. Судебные приставы признаются, что просто не знают, что делать в таких случаях. Международные конвенции не работают, поскольку Украина не признает присоединение Крыма к России. Матери вынуждены брать старые исполнительные листы и выезжать на территорию Украины, чтобы попытаться дать им ход. Мы помним ситуацию с украинскими банками, которые откровенно бросили своих крымских клиентов. Так вот, украинские отцы так же бросили своих детей, которые проживают в Крыму.

Сопротивление: Насколько известно в сфере прав на недвижимость так же есть нарушения. Обращаются ли по таким вопросам к Вам граждане?

Елена Дудченко: Да. Буквально на днях внеплановая проверка выявила нарушения в деятельности «Крым БТИ». Ущерб оценивается в 56 миллионов рублей. О процветающей коррупции в этой структуре пишут не только крымские газеты, но рассказывают уже и федеральные СМИ. Очень много сделок производится незаконно. В то же время люди теряют свою недвижимость, потому что перерегистрация имущества практически стала основой для мошенничества. Совершенно очевидно, что подобные преступления невозможно организовать без участия чиновников.  Факты коррупции отмечаются и в Госкомитете по регистрации и кадастру Республики Крым. Чтобы получить электронный талончик в очереди для получения консультации необходимо две недели приезжать в 7.30, чтобы отмечаться. Наши юристы ездили и в 3 часа ночи. Заметьте – это очередь за талончиком! За ней будет очередь к специалисту, если Вы дождетесь этого момента. Разумеется, талончиками торгуют направо и налево. Складывается ощущения, что эта ситуация создана искусственно и только за тем, чтобы кто-то на ней наживался. Что касается, непосредственной работы уполномоченных органов, то практически нереально получить документы на земельный пай, документы по межеванию и целый ряд других услуг. С этими проблемами граждане к нам и приходят!

Закон об ОНК так и не заработал

Сопротивление: Совсем недавно работа правоохранительной системы в Республике Крым у специалистов, да и простых граждан вызывала обоснованные нарекания. Изменилась ли ситуация?

Елена Дудченко: Конечно, говорить о том, что все стало хорошо, не приходится. Однако, необходимо отметить, что ситуация заметно изменилась в лучшую сторону. По-другому работает Прокуратура Республики Крым. Ведомство стало открытым, активно взаимодействует с общественностью, организует круглые столы и участвует в мероприятиях общественных организаций, ведет разъяснение законодательства, привлекает представителей общественности к публичным слушаниям и к обсуждениям новых нормативных документов. Такого в Крыму никогда не было. Постепенно выстраивается взаимодействие с Министерством внутренних дел Республики Крым. Проводятся обсуждения важных вопросов, совместные проверки пунктов участковых уполномоченных.  Ранее у нас доходило до того, что публичный отчет Министерства о проделанной работе не могли получить даже члены Общественного совета. Сейчас ситуация поменялась.

Сопротивление: Оказывает ли Министерство юстиции поддержку общественным организациям региона?

Елена Дудченко: Центр бесплатной юридической помощи реализует совместную с Главным Управлением Минюста России по Республике Крым и городу Севастополю программу – «Поддержка некоммерческого сектора». Мы посещаем муниципальные образования, проводим семинары для общественных деятелей о том, как они должны готовить отчетную документацию, что является нарушением, а что не является, рассказываем о возможностях грантовых программ и способах участия в них.

Конечно, в Крыму была очень серьезная проблема с регистрацией НКО. Но она была естественной, связанной со становлением ведомств, отвечающих за эту работу. Сегодня все участники этого процесса адаптировались, сократились сроки приема и обработки документов. Сейчас в Крыму более 2500 тысяч общественных организаций.

Сопротивление: Одно из направлений Вашей работы – оказание помощи осужденным, а так же лицам, находящимся в местах временного содержания. Заработал ли в Республике Крым закон об Общественных наблюдательных комиссиях (ОНК)?

Елена Дудченко: Нет. К глубокому сожалению, в Республике Крым не создана Общественная наблюдательная комиссия. По закону, организации, представитель которой может войти в состав ОНК, должно быть не менее 5 лет. Таких организаций в Республике Крым не может быть по определению, поскольку Крым вошел в состав России полтора года назад. Таким образом, функции ОНК и общественного контроля, предусмотренные  законом, исполнять не кому. Уже неоднократно эта тема выносилась на обсуждение общественности и профильных ведомств, но конструктивного решения проблемы не произошло. Сейчас приходится работать фактически на уровне прямых договоренностей с руководством ФСИН. Наша организация выбрала два направления – работа по линии уголовно-исполнительной инспекции с несовершеннолетними, которые освобождаются условно-досрочно, и юридическая помощь заключенным, отбывающим наказание в колонии.

Центр бесплатной юридической помощи подписал соглашение с ФСИН. Вот уже две недели мы проводим встречи с заключенными Симферопольской исправительной колонии, помогаем правильно составлять документы, разъясняем их права и обязанности. Дело в том, что для этой категории граждан законодательство так же изменилось, а они находятся в еще большем правовом вакууме. В колонии у меня на приеме было 9 человек. Никто из них не понимает, что такое надзорная жалоба, поскольку в украинском законодательстве этого не было.

На пути к гражданскому обществу

Сопротивление: Конгресс защиты прав и свобод человека «МИР» организатор масштабного, набирающего известность и популярность ежегодного Крымского Правового форума. В чем его важность для региона?

Елена Дудченко: Вы знаете, участники нашего последнего форума отметили, что, на самом деле, очень многому можно поучиться и у крымских общественных организаций. НКО региона развиваются высочайшими темпами, поскольку времени на раскачку у нас просто нет. Подобный форум, позволяющий делиться опытом крымским НКО и общественным организациям из других регионов России, как показывает практика, востребован. Ведь разница между гражданским обществом Украины и России просто огромна. Для примера. В Крыму в 2013 году на развитие некоммерческого сектора было выделено 20 тысяч гривен. Т.е. 60 тысяч рублей на всех. Фактически грантовая программа существовала для отмывки денег. Внимание, которое в России уделяется общественному сектору, обсуждению законов и постановлений, а самое главное, возможности, которые предоставляются для реализации своих проектов и инициатив заставляют реально взглянуть на гражданское общество республики. Мы должны откровенно признать, что общественные организации Крыма не успевают за программами, как государства, так и общественных фондов.

Сопротивление: Проблема в количестве организаций, их структуре?

Елена Дудченко: Уже нет. В мае 2015 года было проведено широкое исследование некоммерческого сектора Республики Крым. На тот момент было зарегистрировано около 1000 организаций. Сегодня, как я отмечала раньше, их уже 2500 тысячи. Так вот, согласно майскому докладу, из действующих организаций только – 5-6 оказывают реальную помощь гражданам – у них есть офис, работают сотрудники, производятся ответы на звонки и обращения. Еще около десятка организаций ведут общественно-политическую деятельность. Мы вынуждены констатировать, что гражданское общество в Крыму отсутствует. Оно только начинает формироваться.

К сожалению, это комплексная проблема. Некоммерческий сектор никогда не был привлекательной сферой деятельности не только для молодежи, но и для людей среднего возраста. Защитой прав человека и социальной помощью занимались тогда, когда уже ситуация откровенно заставляла. Что мы хотим, если основной возраст общественных деятелей – 55-60 лет. Люди просто хватаются за голову, когда мы рассказываем о том, как написать заявку на грант, подать ее и получить финансирование. Они не понимают, как это сделать и зачем, вообще, это делать, если раньше они так не делали.

Сопротивление: Как исправить ситуацию?

Елена Дудченко: Уже сейчас постепенно начинает вырисовываться какой-то костяк центрообразующих общественных организаций республики. Наша организация планирует принять активное участие в создании Ассоциации общественных объединений Крымского Федерального округа. Развитие некоммерческого сектора требует приложения серьезных усилий. С этой целью мы создали Центр гражданских инициатив. Он займется организацией мероприятий по правовому просвещению. Так же мы планируем открыть школу общественного контроля. Сотрудники Центра бесплатной юридической помощи уже проверяли поликлиники, предприятия общественного транспорта. Реакция простых граждан самая положительная, а вот чиновники, прямо скажем, не в восторге от наших проверок. Член Общественного совета одного из ведомств даже попросил нас больше не проводить такие мероприятия. Видимо, кому-то из власть имущих она доставила проблемы. К сожалению, чиновники и некоторые близкие им, назовем их так, «функционеры» живут старыми представлениями о том, что нелицеприятные вещи можно скрыть от посторонних глаз, а на людей оказать давление. Это совершенно недопустимо. Для всех уже очевидно, что эти времена ушли. Наша организация будет развивать функции общественного контроля, основываясь на законах Российской Федерации.

Беседовал Юрий Голов, Сопротивление