ФПП добился справедливости для обманутой мошенниками пенсионерки



alttext

Старший юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин

Центральный банк РФ поддержал действия юристов Фонда поддержки пострадавших от преступлений по защите прав потерпевшей. В истории пожилой женщины, ставшей жертвой мошенников, всё обыденно и стандартно. Вот только именно после подобных историй начинаешь верить в чудеса. Подробности в публикации старшего юриста ФПП Александра Кошкина.

Александр Кошкин, старший юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений:

В Фонд поддержки пострадавших от преступлений обратилась пенсионерка – Галина Д. Женщина, как и многие другие наши соотечественники, стала жертвой мошенников. Способ обмана не отличался оригинальностью.

Звонок: «Ваши деньги находятся под угрозой. Их пытаются украсть мошенники. Так же они пытаются взять от вашего имени кредит. Нужно срочно переводить все денежные средства на «безопасный счёт».

Галина Д. выполнила все рекомендации и перевела на «безопасный счёт» все свои накопления в размере 50 000 рублей, а также взяла и перевела мошенникам кредит на сумму 252 000 рублей.

Что стало причиной такого доверия неизвестным людям? Последние несколько суток перед звонком Галина Д. фактически не спала. Она узнала о страшном диагнозе – онкологии. Мошенники либо знали о медицинском заключении, либо оказались в нужном месте в нужное время. Стечение неблагоприятных новостей стало ключевой стрессовой ситуацией, повлиявшей на психологическое состояние пострадавшей.

Галина Д. поняла, что её обманули, и написала в полицию заявление о преступлении. Было возбуждено уголовное дело. Женщину признали потерпевшей.

Спустя три недели Галине Д. стали поступать уведомления из банка о том, что пришла пора оплачивать взятый кредит. Галина Д. обратилась в банк, рассказав, что кредит она не брала, что её обманули, показала постановление о возбуждении уголовного дела, а также постановление о признании её потерпевшей. В банке посочувствовали, но заявили, что платить всё равно придётся. Из своей более чем скромной пенсии – 19 545 рублей – женщина начала выплачивать сумму взятого кредита. На жизнь оставалось менее 10 000 рублей – практически на всё: квартплату, услуги, еду, лекарства. К сожалению, таких историй много в практике нашего Фонда. Банки практически никогда не идут навстречу своим обманутым клиентам.

Расскажу свою историю. Год назад я переводил с одной карты на другую 60 000 рублей. Эта транзакция по неизвестной причине показалась банку подозрительной и мне заблокировали саму транзакцию, карту и личный кабинет в интернет банке почти на сутки! Я потратил много сил и нервов, чтобы разблокировать карту и аккаунт и, все-таки, перевести эти 60 000 рублей.

В случае с Галиной Д. у меня возникает резонный вопрос: почему мой перевод вызвал подозрения, а её транзакция, как и многие транзакции жертв мошенников, не вызывают никаких опасений?

Почему банк с такой легкостью за очень короткий промежуток времени выдал пенсионерке все имеющиеся у неё на счетах деньги, а также выдал кредит, который в пять раз (!!!!) превышал сумму имеющихся накоплений?

Почему у сотрудников банка не вызвало никаких подозрений столь активное снятие денежных средств со счетов пенсионерки и последующее взятие кредита?

Вот на эти вопросы Фонд поддержки пострадавших от преступлений попросил ответить прокуратуру г. Москвы. Спустя две недели наше обращение было направлено в Пресненскую межрайонную прокуратуру г. Москвы, а оттуда в Центральный Банк РФ. Честно говоря, получив такой ответ от прокуратуры, на какой-то положительный исход надеяться не приходилось. Но вчера, 7 ноября, мы получили ответ от Центрального банка РФ. Прочитав его, не поверили. Читали, перечитывали, и не верили.

Цитирую (оригинал письма в конце публикации):

«Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг рассмотрела письмо Фонда поддержки пострадавших от преступлений от 22.09.2023 № ОП/04.23-106И, поступившее в Банк России из Пресненской межрайонной прокуратуры Центрального административного округа города Москвы, направленное в связи с обращением Галины Д., иинформирует о результатах его рассмотрения.

В рамках направленного Службой запроса в Банк ВТБ (ПАО) Банком принято индивидуальное положительное решение и денежные средства,
перечисленные третьим лицам от имени Заявителя, возвращены Банком на
счет Заявителя. Действие кредитного договора, заключенного от имени
Заявителя, прекращено».

Что это? Как называется этот способ восстановления прав потерпевшего? Можно ли эту практику применить ко всем жертвам мошеннических преступлений? А ещё лучше – можно ли сделать так, чтобы мошенники не имели возможности обманывать пожилых граждан, пенсионеров, находящихся в очевидно трудном материальном положении? Ведь кому, как не банковскому сотруднику прекрасно известно, сколько денег у пенсионера на счету и каков размер его пенсии.

Все эти вопросы, безусловно, к высшему руководству банковских учреждений и правоохранительных органов. Но риторическими, с учётом ответа Центрального банка РФ, их уже не назовёшь. Фонд полностью удовлетворён решением и содействием главного финансового регулятора.

Мы позвонили Галине Д. – сообщили о содержании письма ЦБ РФ, попросили её поехать в банк и уже на месте уточнить: действительно ли все денежные средства, переведённые мошенникам, были возвращены на её счет. Спустя час в банке пострадавшей сообщили, что все денежные средства возвращены на её счета, а действие кредитного договора прекращено. Более того, Галине Д. даже вернули денежные средства, которые она вносила для оплаты кредита.

Эта история закончилась хорошо, но, сколько таких историй с печальными концовками по всей стране? Банкам предстоит еще много работать над тем, чтобы кредит в несколько сот тысяч рублей, а то и больше, который пытается взять пенсионер с пенсией в 20000 рублей, не просто вызывал подозрение, а проходил обязательную проверку.

ФПП