Госдума одобрила ограничения на аресты за преступления средней тяжести



alttext

Подсудимый в зале суда

Подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести будут заключать под стражу только в случае, если эти преступления носят насильственный характер. Законопроект об этом Госдума приняла в первом чтении.

Документ, который внес в ГД Верховный суд РФ, корректирует статью 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Согласно нынешнему законодательству, суд может принять решение о заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет.

Авторы инициативы предлагают заключать под стражу подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести лишь в том случае, если эти преступления носят насильственный характер. В случае если вменяемое преступление небольшой тяжести, то арест возможен только после попытки скрыться от органов предварительного следствия или от суда, следует из пояснительной записки.

При этом в отношении женщин, имеющих малолетнего ребенка, будет исключено заключение под стражу за ненасильственные преступления средней тяжести, а за преступления средней тяжести насильственного характера арест может применяться только в исключительных случаях.

Также вводится норма о том, что арест не может быть избран в качестве меры пресечения подозреваемому или обвиняемому в преступлении любой тяжести, если он страдает тяжелым заболеванием. Это должны подтвердить медики.

В Верховном суде РФ ранее подчеркнули, что заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения, однако законодательство не обязывает суд в процессе принятия соответствующего решения учитывать, связано ли преступление с применением насилия или угрозой его применения.

Отмечается, что за прошлый год суды арестовали свыше 55 тысяч обвиняемых в ненасильственных преступлениях, в том числе почти 1,4 тысячи женщин с малолетними детьми и 224 инвалида I и II групп.

Зампред Верховного Суда РФ Владимир Давыдов пояснил депутатам, что “речь идет о заключении под стражу человека, в отношении которого еще неизвестно, будет ли он виновен, еще идет расследование”.

“По большому счету законодательство следует конструировать таким образом, чтобы до суда максимальное количество лиц находились либо под домашним арестом, либо под залогом, под другими более мягкими мерам пресечения”, – заявил он.

Татьяна Замахина, Российская газета