Иван Климович: «О криминализации детской и подростковой среды»



alttext

Иван Климович, юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений

23 октября в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему: «Актуальные вопросы противодействия популяризации криминальной субкультуры среди несовершеннолетних». В его работе принял участие юрист, координатор по работе с органами государственной власти Фонда поддержки пострадавших от преступлений (ФПП) Иван Климович. Своим видением решения проблемы юрист поделился в авторской статье.

Иван Климович, юрист, координатор ФПП по работе с органами государственной власти

Проблема криминализации детской и подростковой среды обсуждается ежегодно и массово на различных общественно-политических площадках, но, как мы видим, ощутимых позитивных изменений до настоящего момента нет.

По официальной статистике, озвученной представителем МВД, динамика детской, подростковой преступности снижается. Однако, средний возраст малолетних преступников снизился до 9 лет и даже перешагнул этот порог – в поле зрения полиции попадают даже 6-летние дети, совершившие преступления. На профилактических учетах в полиции состоят десятки тысяч подростков в возрасте до 14 лет, из них большая часть – за совершение общественно опасных деяний, тяжких и особо тяжких преступлений. Увеличивается и рецидив среди несовершеннолетних преступников.

Одним из ключевых документов, который должен отвечать за модернизацию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства, является Постановление Правительства РФ от 22.03.2017
№ 520-р, которым утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации. Основная цель Концепции заключается в создании надлежащих условий для успешной социализации/ ресоциализации несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни, а также снижение количества совершаемых несовершеннолетними правонарушений, в том числе повторных.

Однако большая часть плана мероприятий по реализации Концепции – это различные информационные компании, написание отчетных и методических документов, что, на наш взгляд, явно не достаточно.

Обеспечить реализацию права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, создать необходимые условия для формирования достойной жизненной перспективы, а также внедрить новые методы профилактической работы с несовершеннолетними, повысить профессиональный уровень и качество межведомственного взаимодействия, т.е., на самом деле, наладить взаимодействие уполномоченных служб в этой сфере одним таким документом не получится.

Дополнительное образование, включая различные виды культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, является важнейшим фактором творческого развития, воспитания и сохранения здоровья детей и молодежи – не менее значимым, чем основное образование. Общедоступность и высокое качество дополнительного образования являются важнейшими условиями осуществления именно модернизации Российской Федерации, формирования стабильного позитивного будущего нашей страны.

В настоящее время существует острая необходимость принятия целевых государственных мер, обеспечивающих выполнение этих условий, поскольку:

– коммерциализация дополнительного образования привела к тому, что эти услуги оказались недоступны для миллионов детей из малообеспеченных семей и семей среднего достатка; такая ситуация опасна социально, нравственно, а также негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения;

– общая установка на самостоятельное получение дохода общеобразовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, неизбежно влечет снижение качества гарантированного государством общедоступного бесплатного дополнительного образования в угоду выгодным школе платным услугам; также оценка успешности организации спортивно-оздоровительной деятельности школы по «спортивным рекордам» учащихся объективно ориентирует администрацию и педагогов на работу с отдельными наиболее успешными в спорте учениками в ущерб столь необходимой массовой оздоровительной деятельности;

– отнесение федеральным законодательством организации предоставления дополнительного образования детям к вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, привело к существенной деградации этой сферы, к утрате образовательными организациями дополнительного образования (центры (дворцы) детского творчества, физической культуры и школьного спорта, станции юных техников, юных туристов, юных натуралистов, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы и т.п.) значительной части их кадровой и материально-технической ресурсной базы. Особенно тяжелая ситуация в этом плане сложилась в сельских муниципальных районах и в малых городах;

– практически полностью исчезла кружковая, клубная, досуговая и спортивная работа с детьми и молодежью непосредственно по месту жительства, помещения традиционных «красных уголков», клубов, кружков и секций приватизированы, проданы, используются в коммерческих целях; предоставленные сами себе подростки зачастую находят асоциальные способы организации своего свободного внеурочного времени, что также способствует правонарушениям несовершеннолетних, распространению среди них алкоголизма и наркомании.

Помимо незанятости молодежи, ограниченных возможностях в получении образования (каждый третий ребенок, из числа привлеченных к уголовной ответственности, на момент совершения правонарушения не учился и не работал) криминализация подростковой среды характеризуется рядом основных факторов:

увеличение случаев насилия в отношении несовершеннолетних, распространение жестокого обращения к ним в семье и образовательно-воспитательных учреждениях;

до 70 % от общего числа несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (по данным различных социологических опросов около 40% школьников знают, где и как достать наркотические вещества; возраст «первой пробы» за последние пять лет снизился с 17 до 12,5 лет);

отсутствие государственной политики в сфере массовой информации и «рейтинговая» ориентация газет, телеканалов и радиостанций не только не способствуют формированию позитивной социальной ситуации, но неотвратимо приводят к постепенному разрушению этических и моральных установок, формированию враждебного отношения к социуму, правопорядку, презрения к закону, что также способствует моральному разложению подрастающего поколения и его активной маргинализации. Этому также способствует отсутствие внятной и публичной позиции правоохранительных и контролирующих органов на разного рода нападки и призывы к неподчинению и к открытой агрессии к сотрудникам правоохранительных органов и иным представителям власти, или же массовым беспорядкам или уличным дракам с намеренным избиением подростками случайных прохожих (например, ситуация в г. Екатеринбурге в марте этого года).

Учитывая проблемы, способствующие криминализации подростковой среды, представляется крайне спорной позиция ряда государственных деятелей относительно проблемы семейного насилия, поддержки законодательной декриминализации побоев, мелких краж и т.п. В зарубежных странах, например, где существуют специальные законы, направленные на работу с семейным насилием, ситуация с ним понемногу улучшается.

При этом, уже летом 2017 года, представитель МВД РФ Евгений Дубов заявил, что в России растет число детей, пострадавших от рук родителей и законных представителей. По это словам, это происходит на фоне того, что общая преступность в отношении детей и подростков снижается: «На фоне снижения преступности в отношении несовершеннолетних снижается и уровень защищенности ребенка в семье. Создается абсурдная ситуация, когда дом перестал быть безопасным местом. Растет число детей, пострадавших от рук родителей и законных представителей».

Ведомственная разобщенность, отсутствие какого-либо контроля за деятельностью территориальных КДН также не способствуют профилактике преступности несовершеннолетних.

Кроме этого, крайне недостаточное число институтов ресоциализации подростков, преступивших закон и отбывших наказание, отсутствие государственной системы пробации, которая способствовала бы благоприятным социальным переменам в жизни несовершеннолетнего правонарушителя, формируя у него позитивное отношение к праву, восстанавливая этические установки, также негативно сказываются на общей ситуации в данной сфере.

Минюст России разработал во исполнение п. 65 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы проект федерального закона, предусматривающий внедрение отдельных элементов пробации в отношении несовершеннолетних на стадии уголовного процесса и при исполнении наказания в виде лишения свободы. Проектом федерального закона, в том числе предусматривается необходимость учета заключения, подготовленного специалистом по результатам социально-психологического обследования несовершеннолетнего, при решении вопроса об избрании меры пресечения, а также проживание несовершеннолетних осужденных к лишению свободы в воспитательных колониях в отдельных комнатах в общежитиях, запираемых в ночное время, но не более четырех человек. Проектом федерального закона также предполагается перевод осужденных, достигших 19 лет, в изолированные участки воспитательных колоний, функционирующих как колонии общего режима.

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся на рассмотрении законопроекты о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, предусматривающие увеличение возраста осужденных с 19 лет до 21 года для пребывания в воспитательной колонии, возможность перевода из воспитательной колонии в колонию-поселение, а также возможность создания участков воспитательных колоний при исправительных колониях общего режима.

Помимо отсутствия государственной системы пробации, существует ряд острых проблем, в числе которых:

при нахождении в СИЗО несовершеннолетний обвиняемый может находиться достаточно продолжительное время (до нескольких месяцев), в этот период с ним может не вестись никакой процессуальной работы;

резкое сокращение количества воспитательных колоний по всей России с 40 до 23, в которой отбывают наказания несовершеннолетние преступники в основном за тяжкие и особо тяжкие преступления (около 65% от общего числа осужденных);

законодательное ограничение для содержания лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии, до достижения ими возраста 19 лет. После достижения указанного возраста они переводятся в исправительную колонию, при этом нарушается преемственность в проведении индивидуальной работы с осужденным. Зачастую подросток стремиться уйти во взрослую жизнь с негативным авторитетом;

повторная преступность лиц, освободившихся из воспитательных колоний, составляет около 25 %.

Отдельно стоит отметить, что несовершеннолетние все чаще используются взрослыми преступниками, причем в качестве их активных пособников. Значительная масса несовершеннолетних, из общего числа подростков, привлеченных к уголовной ответственности, имеет опыт преступной деятельности, а часть из них – ранее судима. В ряде регионов Российской Федерации образуются целые «детские воровские движения», формируется криминальная молодежная политика, сами граждане все чаще обращаются за помощью не в правоохранительные органы, а в местные криминальные структуры и к региональным «смотрящим». И эта проблема, как следствие перечисленных выше причин, на современном этапе становится серьезной угрозой для национальной безопасности России.

В решении указанных проблем, первостепенное значение имеет государственная система профилактики правонарушений несовершеннолетних, их алкоголизации и наркотизации как наиболее важное звено в борьбе с преступностью, которая должна основываться именно на социально-ответственной политике, носящей конкретный, адресный характер для своих граждан, тем более, несовершеннолетних.

Для планомерного решения и дальнейшей профилактики проблемы, связанной с вовлечением детей и подростков в криминальную среду и околокриминальные субкультуры, Министерству просвещения Российской Федерации необходимо дополнить учебную программу по предмету «Обществознание» темой правового просвещения, в том числе вырабатывающую у учащихся негативное отношение к девиантному поведению, асоциальным общественным явлениям и к нигилизму в целом.

Важно, чтобы сегодняшние школьники знали об ответственности за те или иные преступные действия и последствия, связанные с привлечением к ответственности, соответственно о возможных рисках для собственного благополучного будущего. Фактически речь идет о правовом просвещении несовершеннолетних, которое должно стать опорой в миропонимании несовершеннолетнего, которой окружен огромным количеством сопутствующей не отфильтрованной информацией, в основном наносящей вред неокрепшей психики. При отсутствии у несовершеннолетнего знаний правовых основ (правил поведения законопослушного гражданина) они могут заменятся постулатами криминального мира, который навязывает правовой нигилизм.

Масштабы криминализации общества в целом, характер, способы и тяжесть совершаемых преступлений, низкий уровень доверия к государственной власти, виктимизация российских граждан свидетельствует, что криминогенная ситуация и криминальная картина в Российской Федерации представляют серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, заставляют по-новому взглянуть на проблему обеспечения безопасности граждан и обуславливает необходимость критичной оценки сложившейся ситуации.

В детском и подростковом периодах закладываются ценностные ориентиры, принципы поведения и восприятия действительности. Никто не снимает ответственности с семьи, но в непростых социально-экономических условиях и особенно в традиционно дотационных и депрессивных регионах, если эти принципы заложит криминальная среда, то исправить ситуацию будет крайне сложно; где не доработает государство, там всегда сработает криминал. Именно поэтому война с преступностью должна быть направлена, прежде всего, против самой идеи допустимости преступления, которая, к сожалению, сейчас с легкостью принимается обществом.

Изложенное выше позволяет сформулировать тезис, согласно которому необходимо не просто налаживание межведомственного взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств, контролирующих, следственных и надзирающих органов, а необходимо идеологическое и системное переосмысление этой проблемы, необходима глобальная государственная работа по профилактике правонарушений, профилактике асоциального поведения, создание таких условий, которые бы исключали возможность формирования криминальных течений и создавали атмосферу благополучия детства и благополучия подростковой среды.

ФПП