Иван Климович: «Ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде, к сожалению, не решает всей проблемы»



alttext

Иван Климович, юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений

Юрист ФПП Иван Климович об ужесточении ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде.

1 июля Президентом РФ был подписан закон повышающий ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, уже подвергнутому административному наказанию или имеющему судимость за те же деяния. В частности, увеличен срок лишения свободы с 2 до 3 лет, штраф – до 300 тыс. – 500 тыс. руб. Так же предусмотрены исправительные работы/

Безусловно, подобное решение должно положительно сказаться на безопасности дорожного движения. В данном случае превентивная функция уголовного закона заставит задуматься часть людей о том, чтобы не совершать повторных ошибок, так как ответственность может кардинально изменить привычный образ жизни, и в лучшем случае это затронет только жизнь самого нарушителя.

Однако на повестке по-прежнему остается не решенным вопрос об отсутствии у правоприменителей возможности дополнительно квалифицировать деяние (например, в случае нарушения ПДД повлекших причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку) с учетом того, что оно совершено лицом, не имеющим права управления транспортным средством и не получавшим такое право в установленном законом порядке.

Для таких лиц, предусмотрена равнозначная ответственность с теми, кто когда-либо квалификацию на право вождения подтверждал.

Соответственно, лицо, формально совершающее общественно-опасное деяние без умысла, за что по общему правилу УК РФ предполагается изначально более мягкое наказание, не обязано предвидеть наступления более тяжких для себя последствий наряду с лицами, чья квалификация на право управления подтверждена. Следовательно, УК РФ не выполняет превентивную функцию в отношении людей, которые никогда в своей жизни не имели права управления транспортным средством (официально не доказывали перед лицом государства свои умения водить автомобиль), столь необходимого для управления средством повышенной опасности.

В экспертном сообществе существует дискуссия о субъективной стороне преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) и ведется она исключительно вокруг личности водителя, который подтвердил свою квалификацию, продемонстрировав знания правил дорожного движения и необходимые навыки управления. При этом, обсуждения не охватывают вопрос умысла лица, которое, напротив, не подтвердив своей квалификации, проигнорировало все требования закона, направленные, в первую очередь на осуществление нашей с вами безопасности, еще до того как совершило преступление. Ведь число граждан, которые садятся за руль, не имея водительского удостоверения, в нашей стране очень велико.

Ранее Фонд поддержки пострадавших от преступлений обращался в адрес депутата ГД РФ В.И. Лысакова, и на примере описанных событий, связанных с ДТП, в котором пострадал несовершеннолетний Максим Чирков было сформулировано предложение об усилении уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч.ч. 2-6 ст. 264 УК РФ и ст. 264.1 УК РФ для лиц, не имеющих права управления транспортными средствами и не получавших такое право в установленном законом порядке, путем установления дополнительного квалифицирующего признака.

ФПП