К вопросу о декриминализации преступлений



alttext



Фонд поддержки пострадавших от преступлений внимательно следит за развитием законодательных инициатив, связанных с декриминализацией уголовных преступлений, в частности, по статье «Побои». 14 ноября 2016 года в Государственную Думу ФС РФ депутатами Баталиной, Окуневой и членами Совета Федерации ФС РФ Кареловой, Драгункиной и Боковой был внесен проект федерального закона № 26265-7 «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации», исключающий нанесение побоев в отношении близких лиц из числа преступлений. В Фонде проанализировали данную инициативу и направили заключение руководству и в профильные комитеты Государственной Думы ФС РФ. Публикуем позицию нашей организации по данной проблеме.

14 ноября 2016 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы ФС РФ О.Ю. Баталиной, О.В. Окуневой и членами Совета Федерации ФС РФ Г.Н. Кареловой, З.Ф. Драгункиной и Л.Н. Боковой был внесен проект федерального закона № 26265-7 «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации», исключающий нанесение побоев в отношении близких лиц из числа преступлений.

В пояснительной записке к указанному законопроекту отмечается, что он направлен на устранение неоднозначного толкования положений УК РФ, возникших в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», декриминализовавшим часть 1 статьи 116 УК РФ, но предусмотревшим ответственность за побои в отношении близких лиц. Но каких-либо статистических данных, результатов проведенных исследований или опросов населения, а также ожидаемых позитивных последствий, подтверждающих объективную необходимость их принятия, авторами инициативы не приводится.

При этом совершенно очевидно, что принятие тех или иных явно не ориентированных на решение проблемы домашнего насилия изменений, с учетом уже имевшей место публичной дискуссии, только усугубит ситуацию и повысит градус напряжения и негативных настроений в обществе.

Необходимо отметить, на аналогичную эмоциональную законодательную инициативу, предложенную несколькими месяцами ранее членом Совета Федерации ФС РФ Е.Б. Мизулиной, был получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором было прямо указано, что автор инициативы в пояснительной записке не сослалась на статистику, свидетельствующую о необходимости предлагаемых изменений.

Тогда инициатива Е.Б. Мизулиной вызвала обоснованную критику не только в обществе, среди экспертов и специалистов, занимающихся вопросами семейного неблагополучия, но и среди депутатского корпуса.

В частности, П.В. Крашенинников, обсуждая инициативу Е.Б. Мизулиной, отметил, что «У нас в семье насилие достаточно серьезно развивается. Если есть насилие в семье и государство на это никак не реагирует, к сожалению, это ведет к росту насилия» и что согласно статистике за прошлый год «тысяча несовершеннолетних погибли именно из-за насилия в семье», а в «В Совфеде и Общественной палате нам указывали на то, что если не бороться с насилием в семье, начиная с побоев, то оно будет только развиваться».

Однако теперь те же самые депутаты и, вероятно, сенаторы, занимают прямо противоположную позицию, что объяснить с точки зрения логики не представляется возможным. Помимо только официальной статистики и пугающих цифр, неоднократно озвучивался тезис, что насилие в семье это крайне латентное преступление, масштабы которого в разы больше официальной статистики.

Совершенно не понятно, какие ставят перед собой приоритеты авторы и поддерживающие их законодатели в принятии закона, который явно ухудшит не только положение жертвы в семье, но и в целом просто развяжет руки насильникам. Проблема домашнего насилия в нашей стране крайне актуальна, так как на сегодняшний момент у нас нет прямого закона защищающего права людей, страдающих от домашнего насилия.

С юридической точки зрения необходимо отдельно отметить, что побои, в соответствии с Уголовным кодексом РФ, – это насильственное преступление против личности, которым причиняется, как минимум, физическая боль. Т.е., это не просто «шлепок ребенку» или супруге, а намеренное неоднократное физическое воздействие с целью причинения именно боли потерпевшему.

Действующий УК РФ побои (статья 116 УК РФ) относит к уголовным делам частно-публичного обвинения и это означает, что уголовное дело будет возбуждаться не иначе как по заявлению пострадавшей стороны и доказыванием будут заниматься именно правоохранительные органы, а не сами пострадавшие, большинству из которых процесс доказывания и самостоятельный сбор доказательств, самостоятельная подача заявлений в мировой суд, самостоятельная поддержка обвинения в суде, если потерпевший до этой стадии еще сможет дойти, просто не по силам и не по финансовым возможностям.

Помимо этого, в соответствии с УК РФ, совершение преступления в отношении несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), является обстоятельством, отягчающим наказание. Родители, в случае статьи 116 УК РФ – близкие лица, это специальный субъект преступления именно в силу характера взаимоотношений с потерпевшим, большей степенью доверия жертвы к близкому лицу, признаки которого имеют квалифицирующее значение. Т.е. лица, при наличии этих признаков, несут повышенную ответственность в силу повышенной степени общественной опасности.

Родители, педагогические работники либо иные лица, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, также выступают в качестве специального субъекта по таким статьям УК РФ как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Кроме этого,  принятие предложенного законопроекта, вопреки заявлениям его авторов и сторонников, не приведет к устранению неоднозначности толкования положений УК РФ, поскольку побои, нанесенные из хулиганских побуждений или по мотивам религиозной, расовой, социальной, политической и идеологической ненависти, по-прежнему будут считаться уголовно наказуемым деянием. В этой связи возникает вопрос относительно соотнесения степени общественной опасности за перечисленные выше деяния и за побои в отношении близких лиц.

Подобная законодательная инициатива, а также риторика, которой сопровождается ее внесение, намеренно преуменьшают опасность этого вида преступления, которое к тому же, повторюсь, крайне латентно. И эта инициатива никогда не пойдет на пользу потерпевшим. Само насилие в любых своих проявлениях и объектах воздействия недопустимо. Тем более насилие внутри семьи и в отношении любого члена семьи, независимо от его пола и возраста. Все мы помним итоги жуткого преступления, когда многодетный отец О. Белов совершил убийство матери, жены и шестерых детей. Отсутствие своевременной должной реакции правоохранительных органов и социальных служб на неоднократные жалобы и заявления, поступавшие от членов семьи – жертв насилия привела к такому трагическому исходу.

При этом мы понимаем, что декриминализация или ужесточение уголовного наказания за подобные преступления без проработки самой проблемы, без соответствующего социального сопровождения, никогда эту проблему не решат.

На наш взгляд, необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации должна отвечать состоянию криминальной ситуации в стране, состоянию и морально-психологическому климату в обществе, а механизмы реализации изменений, т.е. сами поправки, должны отвечать основополагающим принципам и нормам Конституции Российской Федерации. Подобные же инициативы целиком и полностью отрицают положения Конституции РФ, множества ратифицированных международных и российских законодательных актов, которые закрепляют равенство во всех смыслах и сферах деятельности человека, тем более в вопросах защиты жизни и здоровья.

Мы, в свою очередь, готовы представить соответствующие предложения, а также привлечь экспертов к работе, профессионально занимающихся данной проблематикой.

Фонд поддержки пострадавших от преступлений (ФПП)