Кирилл Тимонин: «Безопасность в небе начинается на земле»



alttext

Старший юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Кирилл Тимонин

31 октября 2015 года в небе над Синайским полуостровом потерпел авиакатастрофу Airbus A321 авиакомпании MetroJet, выполнявший рейс 7К 9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург (Пулково). 16 ноября 2015 года в Кремле Владимир Путин провёл совещание, в ходе которого заслушал доклад директора Федеральной службы безопасности РФ Александра Бортникова о причинах крушения российского самолёт. Глава ФСБ заявил: «Можно однозначно сказать, что это террористический акт». Юрист правозащитного движения «Сопротивление» Кирилл Тимонин проанализировал подходы к авиационной безопасности в разных странах мира, а так же в России.

Согласно статистике авиационный транспорт считается самым безопасным в мире. По подсчетам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях. Но любая авиакатастрофа, даже самого маленького летательного аппарата, сразу же привлекает внимание СМИ. Это способствует формированию негативного мнения об авиации, как об очень опасном виде передвижения. Каждую минуту в воздухе находится свыше восьми тысяч воздушных судов. В мире ежегодно безаварийно выполняются около 50 миллионов рейсов,  которые перевозят около 5 миллиардов человек в год.

Ни для кого не секрет, что всегда к авиакатастрофе ведет цепочка событий: врач должным образом не оценил состояние здоровья экипажа, техник не увидел неисправность, служба авиационной безопасности тщательным образом недосмотрела багаж пассажиров, заправщик залил некачественно топливо. Список из «не» можно продолжать до бесконечности. Как известно, все правила в авиации «пишутся кровью». Именно поэтому специалисты в области авиации всегда осторожны в высказываниях о причинах авиационных происшествий до момента публикации официального отчета, одной из целей которого является предотвращение подобных происшествий в будущем.

В августе 2004 года практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу и упали на землю Ту-154 авиакомпании “Сибирь” (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании “Волга-Авиаэкспресс” (погибли 44 человека). Вспомним и теракт в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года, погибло 37 человек, 170 пострадало. Террорист-смертник взорвал себя прямо в зале прилёта. После указанных событий стали говорить не только о безопасности в небе, но и о безопасности авиапассажиров на земле.

С 2011 года по настоящее время во всех аэропортах Российской Федерации действует досмотр на входе в аэровокзальный комплекс. В отличие от обязательного предполетного досмотра и послеполетного досмотра, проведение которых в отношении пассажиров, их багажа, в том числе находящихся при них вещей, членов экипажей воздушных судов, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации закреплено в статьях 84-85 Воздушного кодекса РФ, осуществление досмотра всех, без исключения граждан (провожающих, встречающих и иных) и их имущества на входах в аэровокзал до настоящего времени не имеет под собой установленного каким-либо федеральным законом основания. Только различные подзаконные акты, отличающиеся явной неполнотой, непоследовательностью и противоречивостью, допускают его осуществление. Например, пп. «е» п. 38 Приказа Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (ред. от 16.09.2015) “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Требования авиационной безопасности к аэропортам” (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2005 N 7321) гласит, что в аэропортах предусматриваются пункты досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы международных аэропортов и аэропортов федерального значения, оборудованные рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.

В 2012 году депутат Государственной Думы ФС РФ М.А. Шингаркин отказался проходить досмотр на входе в Международный аэропорт Шереметьево. Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой на основании обращения депутата Госдумы от ЛДПР М.А. Шингаркина были проведены проверки наличия правовых оснований для проведения сплошного досмотра граждан и их личных вещей на входе в здания объектов транспортной инфраструктуры. Выяснилось, что меры по контролю доступа и досмотра на входах в аэропорты правомочны выполнять только сотрудники полиции. Но вызывает недоумение тот факт, что в большинстве российских аэропортов наряды полиции решением по линии МВД  были сняты в 2012 году. В настоящее время досмотр на входе в аэровокзалы осуществляется силами службы авиационной безопасности фактически на бесправной основе.

В некоторых мировых аэропортах также предусмотрен досмотр на входе в аэровокзальный комплекс, но в странах с повышенной угрозой террористических актов или во время проведения крупных мероприятий (Олимпиада, саммиты глав государств, международные конференции) в аэропорты пропускают лишь вылетающих пассажиров на основании маршрутной квитанции.

После успешного прохождения досмотра на входе в аэропорт, пассажиры направляются к стойкам регистрации для сдачи багажа. Если у Вас нет запрещенных к перевозке в кабине самолета вещей, и багаж соответствует нормам провоза багажа в салоне самолёта, Вы можете отправиться на предполётный досмотр. В соответствии с Приложением №1 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. №104 запрещено провозить на борту воздушного судна пассажирами в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, следующие опасные вещества и предметы: намагниченные вещества, взрывчатые вещества и оружие (фейерверки, сигнальные ракеты и т.д.), ядовитые и отравляющие вещества (материалы с живыми вирусами и т.д.), легковоспламеняющиеся жидкости (краски, растворители и т.д.), воспламеняющиеся твердые вещества, радиоактивные материалы и вещества, сжатые и сжиженные газы (газы для газовых горелок, жидкий азот и т.д.), окисляющие вещества и органические перекиси, токсичные  вещества (средства от насекомых, гербициды и т.д.), едкие и коррозирующие вещества. При вылете в некоторые страны могут вводиться дополнительные запреты, например, с 01.03.2009 года в Европейском Союзе (ЕС) введен регламент № 206/2009, запрещающий ввоз на территорию стран ЕС молочных и мясных продуктов в багаже и ручной клади в салоне воздушного судна.

В настоящее время в аэропортах, расположенных на территории Российской Федерации, действуют ограничения по перевозке жидкостей, гелей и аэрозолей в ручной клади авиапассажиров. Это ограничение распространяется на: воду и другие напитки, супы, сиропы; кремы, лосьоны и масла; духи; спреи; гели, включая гели для волос и для душа; содержимое баллончиков, включая пенку для бритья, другие пенки и дезодоранты; пасты, включая зубные; смеси жидких и твердых веществ; тушь; любые иные подобные вещества. Пассажирам разрешается проносить с собой на борт самолета лишь небольшое количество перечисленных выше веществ, но только при условии, что они упакованы в емкости, объем которых не превышает 100 мл. При этом, данные емкости должны быть помещены в прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л, и каждому пассажиру разрешается иметь при себе в качестве ручной клади только один такой пакет. Как показывает практика, жидкости в пластиковые пакеты не упаковываются. Замечу, что во время проведения олимпиады в Сочи в 2014 году действовал специальный запрет, согласно которому провоз жидкостей в любых емкостях в ручной клади был запрещен. В настоящее время ограничения не распространяются на детское питание, необходимое ребёнку во время полёта, а также необходимые во время полета лекарства (однако при прохождении досмотра будьте готовы к тому, что Вас попросят доказать необходимость этих предметов и веществ в полете).

После крушения над Синайским полуостровом российского самолета в целях безопасности была вовсе введена раздельная доставка пассажиров и багажа из аэропортов Арабской республики Египет в страны назначения. К таким мерам прибегли Германия, Великобритания и Россия. На борт воздушного судна разрешается проносить наиболее востребованные личные вещи, включая детское питание и лекарства первой необходимости, исключительно в ручной клади.

Непосредственно перед вылетом в некоторых международных аэропортах, например, в Тель-Авиве введено собеседование представителей службы авиационной безопасности с пассажирами. Специалисты-психологи анализируют психоэмоциональное состояние человека с целью выявить потенциально опасных пассажиров. Также в Израиле разрабатывают ряд новейших устройств по вычислению террористов из толпы. Среди них есть, например, Cogito (“Когито”) — усложнённый детектор лжи, способный определить преступника по температуре термозон лица и ладоней, пульсу, уровню кровяного давления и глюкозы в крови. Чтобы тест сработал, подозреваемому нужно задать несколько вопросов — вся процедура занимает около пяти минут. Система нацелена на отслеживание специфических психо-физиологических реакций на некоторые слова и комбинации слов, заложенные в предлагаемые испытуемым вопросы. Причем, в отличие от обычного детектора лжи, “Когито” не реагирует на общий уровень нервозности испытуемого, так как террористы обычно натренированы на то, чтобы преодолевать стресс в любой ситуации. Кроме того, устройство может проводить перекрестный анализ получаемой от испытуемого информации, при этом, учитывая специфику его национальной принадлежности. По словам представителя фирмы-разработчика, были проведены соответствующие исследования “террористических” моделей поведения среди палестинцев, израильтян, американцев и представителей других национальностей, благодаря чему “Когито” может “подстраиваться” для распознавания потенциальных террористов в зависимости от принадлежности испытуемого к той или иной культурной общности.

В последние годы широкое применение получила еще одна мера безопасности, используемая в США, Европе, а также в московских аэропортах Шереметьево и Домодедово – установка вместо привычных металлодетекторов («рамок») специальных сканеров, создающих полное изображение тела человека. Службы безопасности аэропортов утверждают, что анонимность авиапассажиров полностью соблюдена – оператор сканера не видит лица, сканированные изображения не сохраняются. В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Воздушного кодекса при отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки считается расторгнутым, однако службы авиационной безопасности идут навстречу и пассажирам и предлагают пройти ручной досмотр. Досмотр осуществляется сотрудником службы безопасности одного с пассажиром пола и не требует уединения в кабинке или раздевания. Технология досмотра отличается от страны к стране. Как правило, ручной досмотр всегда также проходят люди с ограниченными способностями.

Службы безопасности и авиакомпании всегда стремились и стремятся к достижению максимального уровня обеспечения безопасности в аэропортах и на борту самолетов. Помните, что введение дополнительных мер безопасности направлено на предотвращение террористических актов и правонарушений. 2 дополнительные минуты, проведенные на предполетном досмотре, помогут спасти сотни человеческих жизней, и каждый из Вас услышит столь любимую фразу: «Дамы и господа, наш самолёт совершил посадку».

Сопротивление