Александр Бастрыкин: “Жертвам преступлений должен помочь Национальный компенсационный фонд!”



СК совместно с членами Общественной палаты разработал проект закона "О потерпевших от преступлений". Согласно документу, платить компенсации пострадавшим будет государство. Главный инициатор законопроекта глава Следственного комитета Александр Бастрыкин рассказал "РГ", почему жертвам преступлений требуется материальная защита от государства.

Российская газета: Говорят, что у осужденных теперь больше прав, чем у тех, кто от них пострадал.

Александр Бастрыкин: Это действительно одна из актуальных тем, обсуждаемых в обществе, – защита прав потерпевших от преступлений. И не случайно. Ведь, по статистике, до 30 процентов взрослого населения ежегодно подвергаются преступным посягательствам. Вдумайтесь в эту цифру – почти каждый третий гражданин страны.

Действующее уголовное законодательство предусматривает такие правовые формы возмещения вреда, как, например, добровольное возмещение имущественного и морального ущерба. Но этого, как вы понимаете, явно недостаточно, если виновник не хочет или не может компенсировать ущерб. Причина – в неурегулированности статуса потерпевшего.

РГ: Чем же можно поддержать человека, который пострадал от криминала?

Бастрыкин: Именно для помощи жертвам Следственным комитетом разработан новый законопроект "О потерпевших от преступлений". Он призван способствовать практической реализации положений Конституции РФ о защите прав и свобод человека и гражданина. Согласно законопроекту права потерпевших от преступлений охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

При этом нами учтено, что несовершеннолетние потерпевшие должны обладать дополнительными процессуальными гарантиями и мерами защиты. В связи с этим отдельная глава законопроекта посвящена особенностям защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений.

РГ: И каким образом предложено материально поддержать пострадавших?

Бастрыкин: Для возмещения ущерба и оказания другой социальной помощи потерпевшим от преступлений в законопроекте предусмотрено учреждение Национального компенсационного фонда. Управлять им должно будет непосредственно правительство РФ. А финансирование фонда предлагается осуществлять за счет конфискованных денежных средств, полученных преступным путем, а также взимаемых штрафов, реализации арестованного имущества должников. Естественно, не обойтись и без средств федерального бюджета.

Проблема

Предложение Бастрыкина предлагает выход из правовой ситуации, которая для потерпевших становится тупиком. Компенсации жертва может дожидаться годами и в итоге не дождаться. Сейчас решение о возмещении вреда возможно только после следствия и судебного процесса. Но даже и решение судьи – еще не гарантия, что жертва что-нибудь получит. Осужденный может оказаться нищ, как церковная крыса. Да и отработать в тюрьме долг перед жертвой трудно, а чаще всего невозможно.

Вот типичная ситуация. Недавно в Воронеже задержали десять человек. Все они участники преступной группы, которая продавала старикам биологически активные добавки под видом лекарств. У мошенников была база данных с адресами и телефонами городских пенсионеров. Сначала они звонили старикам и рассказывали о чудодейственных свойствах препаратов, а когда пожилые люди соглашались приобрести "лекарство", приезжал курьер и продавал товар по цене от 15 до 30 тысяч рублей за упаковку. По данным следствия, мошенники обманули более 40 человек на сумму почти в три миллиона рублей.

Такие же фирмы были за последнее время прикрыты во многих российских городах, в том числе и в Москве. Только народу в столице работало в разы больше и цены на "лекарство" были круче. Везде ущерб, нанесенный пенсионерам, зашкаливал за миллион рублей. По всем этим обманным фирмам возбуждены уголовные дела. Старики, платившие за бесполезные  таблетки и микстуры сумашедшие деньги, признаны потерпевшими. Теоретически потраченные на мошенников суммы им могут вернуть. Но как и когда, не скажет старикам ни один юрист. Да и вернут ли – тоже большой вопрос. Сейчас по закону пострадавшему платит только осужденный преступник. Многие жертвы вынуждены ждать, когда виновные компенсируют ущерб, и этот процесс растягивается на годы.

Если проект превратится в закон, то независимо от платежеспособности виновного государство сначала должно будет заплатить пострадавшему, а потом уже решать, как получить с него деньги. Сумму предложено взыскивать "с осужденного в регрессном порядке". Управлять фондом станет правительство страны.

Наталья Козлова, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5355 (276) от 7 декабря 2010 г.