Дмитрий Галочкин: « Развитие народных дружин вопрос и политики, и безопасности!»



alttext



Вот уже несколько месяцев в России действуют два закона, появления которых наше общество ждало очень долго. 2 апреля 2014 года был принят закон «Об участии граждан в охране общественного порядка, а 4 июля 2014 года закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Как привлечь граждан в народные дружины?  В каких сферах сегодня в первую очередь необходим общественный контроль? Как выяснилось, решение этих задач носит комплексный подход. В чем его особенности «Сопротивлению» рассказал общественный деятель,  член ОП РФ, зампред Общественного совета при ГУ МВД по Московской области Дмитрий Галочкин.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Дмитрий Галочкин Родился 8 апреля 1973 г. в г. Москве. В 2001 г. окончил Университет Российской академии образования по специальности «юриспруденция». В 2006 г. окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «государственное и муниципальное управление».

В настоящее время:

– член Общественной палаты Российской Федерации
– президент Общероссийского объединения профсоюзов Союз профсоюзов России
– председатель Общероссийского профсоюза Негосударственной сферы безопасности
– сопредседатель – исполнительный секретарь Координационного Совета НСБ
– заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности
– член Общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания г. Москвы
– член Общественного Совета при Федеральной службе по труду и занятости  Российской Федерации
– член Общественного Совета при Федеральной службе исполнения наказаний  Российской Федерации
– член Общественного Совета при Министерстве регионального развития Российской Федерации
– первый заместитель председателя Общественного Совета при ГУ МВД России по Московской области
– эксперт Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции
– член Президиума Общероссийской общественной организации “Офицеры России”
– член трехсторонней комиссии по ЦАО г. Москвы
– президент Межрегиональной общественной организации профессиональных охранников «Элита»
– член правления Межрегиональной общественной организации ветеранов оперативных подразделений «Честь»
– председатель редакционного совета медиагруппы «Хранитель» – журнала «Охранная деятельность», член редакционного совета правозащитного журнала «Человек и Закон;

Сопротивление: Дмитрий Евгеньевич, в конце июня был сформирован новый состав Общественной палаты Российской Федерации. Вы были избраны заместителем председателя Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами. Решением каких вопросов, проблем гражданского общества, Комиссия займется в первую очередь?

Дмитрий Галочкин: Одна из задач Комиссии – проведение мониторинга правоприменительной практики, а так же исполнения законодательства об общественном контроле. Субъекты такого контроля – Общественная палата России, общественные палаты регионов, общественные советы министерств и ведомств. Так же в рамках своих полномочий действует Общественная наблюдательная комиссия (ОНК).

Закон вступил в силу – необходима разработка нормативно-правовой базы для его реализации. От этого зависят права, обязанности, компетенция всех сторон возникающих правоотношений. Должна быть четкая регламентация их деятельности. Хочу отметить, что общественный контроль, как институт – катализатор развития общественных организаций. В его работе должно принять участие как можно больше профессионалов, которые, конечно же, могли бы привлечь ресурсы и опыт работы своих организаций. При этом нельзя допустить дискредитации института общественного контроля. Это не элемент борьбы с преступностью, коррупцией и не государственный орган. Общественный контроль – форма взаимодействия гражданина с государством.

Что касается экспертизы, то в российском законодательстве много законов, в частности, об антикоррупционной экспертизе. У общественных организаций и граждан есть возможность аккредитоваться в Минюсте и принимать участие в подобной работе. Государство так же предлагает возможность высказаться по поводу коррупциогенности того или иного законопроекта на Едином портале, где размещаются разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти проекты нормативных правовых актов . Общественная палата России будет принимать самое активное участие в этом процессе.  Задача нашей Комиссии – следить за реализацией процедур общественной экспертизы, привлечь к этой работе специалистов-экспертов. Заключения, которые будут подготовлены нашим экспертным сообществом, должны сопровождать принятие закона, вплоть до момента подписи уполномоченного лица.

Что касается такой немаловажной темы, как работа общественных советов, то здесь должны работать лидеры общественного мнения, признанные эксперты. Говоря проще, должны появиться количественные и качественные показатели деятельности, как советов, так и их членов. Не надо имитировать бурную активность. Эффективность работы основывается не на громких заявлениях, а на качественных изменениях в жизни граждан.

Сопротивление: Для многих регионов создание общественных советов с функциями общественного контроля – серьезный прорыв в защите прав и закона. Но не подменят ли субъекты общественного контроля (Общественные палаты, советы) деятельность хорошо зарекомендовавших себя организаций, экспертов, там, где гражданское общество хорошо развито?

Дмитрий Галочкин: Я считаю, что все законы должны работать на благо граждан России. До сих пор участие граждан напрямую в контроле за теми или иными процессами было не достаточно эффективным, скажем прямо. Чиновник не всегда слышит профсоюзы, отраслевые объединения, социальные и правозащитные организации. Закон об общественном контроле предлагает механизм, когда создается площадка, мнение экспертов которой чиновник обязан услышать и принять к сведению. Никто не снимает с него право окончательного решения и ответственности за его исполнение. Но с чиновника так же спросят, если он проигнорировал мнение граждан.

Сопротивление: Получается, что система общественного контроля должна объединять не просто мнения экспертов в рамках работы палаты или совета, а консолидированные мнения советов разных ведомств, иных форм общественного контроля…

Дмитрий Галочкин: Именно об этом идет речь. Общественный контроль нужен не просто, как один из элементов гражданской активности, он должен приводить к принятию государственных решений на том или ином уровне.

Сопротивление: В каких сферах общественный контроль сегодня необходим в первую очередь?

Дмитрий Галочкин: Субъектами общественного контроля являются ОНК, которые действуют в соответствие с Федеральным законом от 10 июня 2008г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».  В каждом регионе есть возможность собрать до 40 членов ОНК. Этот институт еще не совершенен, но положительные результаты его работы уже есть. В комиссии приходит огромное количество обращений.

Мне кажется очень важным полноценный общественный контроль на уровне профессиональных отраслевых сообществ. В общественные палаты, об этом говорил и Президент России, должны прийти лидеры таких сообществ. Они должны понимать и принимать меру своей ответственности за происходящие в стране процессы. Необходимо понимать, что экономика страны будет развиваться, будут появляться новые отрасли. Кто думал еще 10 лет назад, что появится отрасль IT-технологий? Активно проявляет себя сообщество фрилансеров. Их интересы пока никак не защищены. С другой стороны, отрасли легкой промышленности пока «лежат на боку». Им нужны общественные лоббисты, которые выдвигали бы предложения, идеи, предлагали решения и, самое главное, привлекали бы к этим процессам граждан. Общественные палаты, общественные советы – те площадки, на которых могли бы разрабатываться отраслевые концепции развития, проводиться мониторинги и анализ развития.

Сопротивление: Вступил в силу Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Как Вы относитесь к нему? Способны ли дружинники и полиция на практике конструктивно взаимодействовать в сфере охраны общественного порядка?

Дмитрий Галочкин: Сейчас очень важно предоставить возможность гражданам участвовать в охране общественного порядка. Принятый закон поддерживает реализацию двух статей Конституции России – 32- ой «участие граждан в управлении делами государства, как напрямую, так и через своих представителей» и 132-ой статьи, в которой говорится, что «охрана общественного порядка лежит на органах местного самоуправления». Закон дает возможность муниципалитетам взаимодействовать с общественными организациями правоохранительной направленности, создавая условия на местах, в том числе, материальные. Возникает «треугольник»: народная дружина, территориальное отделение полиции, органы местного самоуправления.

Я считаю, что закон хороший, но его надо уметь использовать. На местах необходимо своевременно принять нормативно-правовую базу и регламенты. Закон подразумевает процедуру перерегистрации – появление реестра организаций правоохранительной направленности. По моему мнению, организации с опытом такой работы должны пройти ее без каких-либо завышенных требований. Не должно быть избыточной бюрократии, ведь задача состоит в том, чтобы привлечь граждан к охране общественного порядка, а не выставить административные барьеры. Увидев возможности, граждане должны захотеть принять участие в такой работе.

Сопротивление: Но как стимулировать граждан, если дружинник не получает заработной платы?

Дмитрий Галочкин: Действительно, народные дружины – неоплачиваемая общественная деятельность. Однако, не все в нашем обществе упирается в финансовый вопрос. Есть меры социальной поддержки. Мы будем рекомендовать региональным властям принять меры поощрения народных дружинников: бесплатный проезд, возможно, предоставление одежды или формы, наконец, материальные поощрения, если люди участвовали в задержании, предотвращении преступлений. Почему бы не сделать работу в народной дружине одним из приоритетов при поступлении в органы полиции? Это может быть привлекательным моментом, поскольку материальный уровень обеспечения полицейских значительно вырос. Полиция получает подготовленных, настроенных на добросовестную службу сотрудников, дружинники – возможность строить свою дальнейшую судьбу в профессиональном плане. Сейчас издан приказ МВД, в соответствии с которым, народные дружинники перед выходом на смену проходят в органах полиции инструктаж: объясняются права, обязанности, компетенция, ответственность. Это существенно повышает взаимное доверие. Почему бы дружинникам не создавать льготные условия для посещения ведомственных или государственных спортивных залов, бассейнов, ФОКов, оздоровительных комплексов?

Конечно, меры по поощрению дружинников – это приоритет регионов, но, я считаю,  что эксперты, члены Общественной палаты могли бы разработать и предложить регионам типовой законопроект или административный акт, в котором бы давался перечень мер поддержки дружинников.

Сопротивление: Вы зампред Общественного совета при ГУ МВД РФ по Московской области. Как сейчас обстоят дела в Подмосковье? Как развиваются народные дружины?

Дмитрий Галочкин: Я считаю, что реализация профильного закона – это задача и Общественного совета при ГУ МВД РФ по Московской области. Очень важно использовать накопленный потенциал организаций правоохранительной направленности. В ближайшее время мы подготовим Концепцию взаимодействия и развития сотрудничества. Мы хотим провести мониторинг организаций правоохранительной направленности, пригласить к совместному сотрудничеству руководителей народных дружин. Так же планируем провести совместное мероприятие Общественного совета при ГУ МВД по Московской области с председателями общественных советов районного уровня: уточнить обстановку на местах, скоординировать действия по развитию народных дружин. На примере 2-3 трех районов мы попытаемся выстроить взаимодействие народных дружин, органов местного самоуправления и территориальных отделов полиции. Мы можем помочь в разработке нормативно-правовой базы. Задача нашего Общественного совета – достучаться до гражданского общества, органов исполнительной власти. Граждане на местах должны понимать, что охрана общественного порядка задача не только МВД.

Сопротивление: Какова криминальная ситуация в Московской области?

Дмитрий Галочкин: Беспокоит этническая преступность. Одна ее часть связана с миграцией из стран ближнего зарубежья. Другая часть основана на уже сложившихся криминальных сообществах, которые организованы и дерзки. Граждан беспокоят преступления на трассе «Дон», иные вооруженные нападения. Наша задача помочь полиции Подмосковья, при этом мы не должны забывать, что являемся субъектом общественного контроля.

Сопротивление: В Москве создан и действует Центр профилактики и пресечения правонарушений. Структура универсальная? Ее опыт можно использовать в других регионах?

Дмитрий Галочкин: Мы уже этим активно занимаемся. Созданы региональные Центры. В Москве общественные организации и активисты появились на районном уровне. Они активно участвуют в мониторинге, работе по созданию народных дружин. Мы ждем появления закона о профилактике правонарушений и активно примем участие в «нулевом» чтении этого законопроекта.

Сопротивление: Вы уже неоднократно говорили, что законы, которые вступили в силу, дают большие возможности всем нам. Негосударственная сфера безопасности (НСБ) достаточно большая, развитая и сложившаяся. Как Вам, кажется, насколько совместимы интересы бизнеса и интересы общества?

Дмитрий Галочкин: Я считаю, что все процессы взаимодействия общества, бизнеса и государства должны держаться на трех китах. Это государственный сектор – органы исполнительной власти, бизнес-сектор – предприниматели, которые развивают экономику и создают рабочие места и общественный сектор – гражданское общество, общественные организации, профсоюзы и т.д. Это три грани одного треугольника. В работе каждого сектора принимают участие два других. Очень важно, чтобы все они вели свою деятельность открыто и прозрачно. Поэтому интересы бизнеса и общества не могут кардинально разойтись. Третий сектор – государство – обязательно поправить возникшее расхождение. Так же и во взаимоотношениях общества и государства.

Сопротивление: Вас называют одним из общественных лидеров в сфере безопасности. Как развивается сегодня НСБ, какие задачи стоят перед отраслью?

Дмитрий Галочкин: Как и всегда, ставим перед собой серьезные цели. За несколько лет нам удалось совершить значительный скачок и в медийном плане, и в плане работы с госорганами. Готовится Третье Всероссийское совещание Негосударственной сферы безопасности. Два предыдущих прошли при «аншлаге» зала в 700 человек, собрали представителей охранного сообщества со всей России от Хабаровска до Калининграда. Нас представители органов государственной власти – руководство ГУОООП МВД России, депутаты Государственной Думы, руководство Министерства труда России и многие другие коллеги, которые тесно с нами работают.

Третье Всероссийское совещание коснется вопросов использования потенциала НСБ в охране общественного порядка, ведь здесь они поистине безграничны.  Расширение частно-государственного партнерства, развитие института деловой репутации, института квалификации и компетенции. Этому способствует, в том числе и принятая Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.

Я поддерживаю тезис Владимира Путина, о том, что проблемами гражданского общества должны заниматься эксперты и профессионалы. Координационный совет НСБ оказывает содействие профсоюзам, объединениям работодателей и саморегулируемым организациям отрасли. Моя задача, чтобы в эти институты пришли профессионалы, у нас есть из кого выбирать – ведь в отрасли трудится более 3 миллионов человек.  Готовится и активно обсуждается на отраслевых площадках Концепция развития негосударственной сферы безопасности, такая «дорожная карта» до 2020 года.

Беседовал Юрий Голов, Сопротивление