Есть такая работа — строить крепкую семью



Решение завести третьего ребёнка непросто далось Игорю и Елене К. План увеличения семьи обсуждали дотошно, можно сказать, стратегически. Игорь устроился на вторую работу, его мама взяла на себя домашнее хозяйство, Елена, пройдя переквалификацию, стала работать на дому.

В тесноте и в обиде

Ленины подружки крутили у виска пальцем: хочешь, чтобы все деньги уходили на памперсы и детское питание? Не помнишь, сколько нервов и денег нужно потратить, чтобы устроить ребёнка в детский сад? Да и как вы все разместитесь в малогабаритной двушке?

«Отец получил квартиру ещё в семидесятых, после рождения второго сына, – рассказывает Игорь. – Родители зарабатывали немного, но на жизнь хватало. На медицину и на образование не тратились: об этом заботились партия и правительство… не то, что теперь».

Надежду переехать в собственный дом супруги похоронили после рождения второго ребёнка. С тех пор две трети семейного бюджета уходят на продукты и одежду. На ипотеку молодые даже не рассчитывают. «Вот бы государство помогло с жильём! С остальным как-нибудь сами справимся», – мечтает Елена.

Государственные пособия она называет подачками. И не оттого, что их размер невелик. А потому что получить материальную помощь или использовать тот же «материнский капитал» можно только побегав по инстанциям и собрав кучу документов. «Я за то же время сама заработаю больше», – отмахивается многообещающий копирайтер.

Социальная поддержка бедности

«Какая у нас может быть рождаемость, если ты должен сначала родить и воспитать шестерых детей, чтобы государство начало тебе оказывать помощь. В такой ситуации семьи никогда не будут стремиться стать многодетными», – уверен Павел Парфентьев, генеральный директор аналитического центра «Семейная политика.РФ».

Существующую систему социальной поддержки Парфентьев считает порочной, поскольку она изначально ориентирована на семью, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации. На матерей-одиночек или детей, оставшихся без попечения родителей, государство тратит миллиарды рублей. А на нормальные семьи, служащие опорой и надеждой этого государства, едва обращает внимания. Вот сначала помыкайтесь, окажитесь на грани распада или за чертой бедности — и тогда милости просим в собес.

«Отдельно борьба за материнство и борьба за детство многими экспертами признана довольно бессмысленными усилиями, – констатирует член Общественной палаты РФ Ольга Костина. – Когда мы говорим о счастье для ребёнка и его родителей, то должны говорить об институте семьи в целом, потому что воспитание и образование ребёнка зависят, в первую очередь, от его близких. Взрослые должны иметь возможность зарабатывать деньги, получать качественные медицинские и образовательные услуги для себя и ребёнка, иметь гарантии на будущее».

Инвестиции в потомство

По подсчётам демографов, для того, чтобы восстановить уровень естественного воспроизводства, 60 процентов российских семей должны воспитывать как минимум троих детей. А что происходит на деле? Вот данные Росстата: две из трёх матерей имеют по одному ребенку, а многодетными становятся не более семи процентов женщин.

Социологи-фамилисты уверены: чтобы преодолеть парадоксы российской семейной политики, власти должны забыть о «костылях» социальных пособий и вспомнить полузабытый тезис «Семья — ячейка общества». «Научные исследования показывают, что домашний семейный труд по размеру полезного продукта эквивалентен или даже превышает ВВП. То есть существует огромный пласт работ, который мы нигде не учитываем, и вообще не считаем экономическим продуктом. – сокрушается Павел Парфентьев. – Мы должны понимать, что деятельность родителей по воспитанию детей — это продуктивная общественно-значимая работа, которая отвечает интересам государства и общества. А значит, она должна определённым образом компенсироваться».

Ряд учёных предлагают оплачивать труд многодетной матери на уровне средней зарплаты по региону. Другие специалисты требуют сосредоточить усилия на обеспечении многодетных семей доступным жильём. Иные надеются вернуть к жизни звание мать-героиня со всеми вытекающими из этого статуса льготами. При этом все подчёркивают: компенсация не должна становиться ни подачкой, ни, тем более, зарплатой. Всё-таки, родители не наёмные работники, а дети — не продукт производства.

Какие времена, такие и нравы

Завести нескольких детей родители не решаются не только по экономическим причинам. Некоторых пугает распространившаяся в последние годы практика вмешательства государственных органов в дела семьи. Каждый новый ребёнок сокращает среднедушевой доход и метраж жилья на членов семьи — а это уже повод для внимания разнообразных попечительских служб. Ну и кому, спрашивается, взбредёт в голову обзаводиться большим потомством, если к нему в любой момент могут нагрянуть служивые люди и ограничить в родительских правах из-за недостатка квадратных метров?

Не добавляют оптимизма и невнятные правовые основы. «У нас нет семьи как субъекта права, – говорит сопредседатель экспертного комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Галина Семья. – У нас вообще нет такого определения в семейном праве. Поэтому на семью смотрят не как на целое, а через призму «индивида с семейными обязанностями». По мнению эксперта, говорить о комплексной семейной политике можно будет не раньше, чем понятие семьи укоренится в правовом поле, а юридические документы классифицируют семьи по типам и установят перечень, объём и качество услуг, которые государство должно им предоставить.

«Это необязательно деньги, – поясняет Галина Семья. – Это и возможность проведения совместного досуга в парках семейного отдыха, и ценностная ориентация молодёжи через СМИ и искусство, и формирование отечественной детской индустрии, и многое другое».

Ещё одна беда — общее падение нравов. Ценностную ориентацию общества нельзя пощупать, но её последствия очевидны. «У нас сейчас на многодетных родителей смотрят как на больных, – считает Павел Парфентьев. – Вы посмотрите, какой образ семьи транслируется в общество. Почти нет культурных произведений, которые бы ставили многодетную семью в ранг социальной нормы. При этом под видом социальной нормы по телевидению показывают разводы, промискуитет, супружеские измены и тому подобное».

Концепция здорового будущего

Члены экспертного сообщества рассчитывают, что реализовать комплексный подход к развитию и поддержке института семьи позволит Концепция государственной семейной политики, которую представят в Кремле 28 мая. «Документ посвящён стратегии так называемого детствосбережения, – рассказала нашему изданию член Координационного совета Ольга Костина. – Речь идёт о создании государством и обществом комфортных условий для того, чтобы институт семьи развивался и стал опорой для развития будущих граждан нашей страны».

В свою очередь, Павел Парфентьев уверен, что «семейная политика должна поддерживаться обществом, а не только проводиться сверху»: «Основные усилия нужно направить на укрепление семейного образа жизни, который обеспечивает передачу культурных ценностей и формирование ребёнка для здорового социума. Потому что если мы не будем воспитывать детей для здорового общества, то оно само здоровым не станет».

Фидель Агумава, Парламентская газета