- 18.08.2008
«Это не геноцид – это пещерное варварство!»
Вторую половину прошедшей недели член Общественной палаты, лидер правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина и сотрудники движения активно работали в Северной и Южной Осетии, Ростовской области и Краснодарском крае. Усилия правозащитников были направлены на изучение и оценку ситуации, сложившейся в зоне ответственности российских миротворцев и в лагерях беженцев. Общественные деятели намерены создать Центр гражданской солидарности по оказанию психологической, юридической и гуманитарной помощи гражданам Южной Осетии.
Алагир
13 августа член комиссии Общественной палаты РФ по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению Ольга Костина в составе группы правозащитников прилетела во Владикавказ. В первый же день работы в Северной Осетии лидер правозащитного движения выехала в лагерь южно-осетинских беженцев в Алагире.
Масштабы катастрофы ужасают и удручают. Палаточный лагерь, развернутый МЧС РФ вместил более 800 человек, среди которых около 300 детей. Пострадавших доставляли из обстреливаемого и горящего Цхинвала практически в тапочках и нижнем белье. Сотрудники МЧС постарались максимально полно оказать беженцам все виды помощи, в том числе медицинскую и психологическую. Очевидно, что государственным структурам самостоятельно справиться с проблемой будет крайне сложно. «Общественная палата РФ намерена изучить и дать оценку ситуации по оказанию помощи жителям Южной Осетии, бежавшим от геноцида, а так же координировать действия общественных структур, оказывающих гуманитарную и психологическую помощь, – заявила Ольга Костина. – Необходимо организовать штаб, который наладит взаимодействие между регионами, где есть беженцы».
Эмоциональное и физическое состояние людей, переживших артиллерийские и минометные обстрелы Цхинвала, крайне подавленное. Практически у каждого человека жертвами грузинской агрессии стали родные, знакомые, друзья. Многие не знают о судьбе своих близких – с оставшимися в городе нет связи. В регионах, куда вывезли значительную часть людей, порой трудно найти информацию о местах расселений. «Безусловно, одна из первоочередных задач – это оказание беженцам комплексной, в то же время адресной помощи, – отметила Ольга Костина. – Пострадавших должны сопровождать профессиональные психологи. Это крайне важно, поскольку с людьми начали работать следователи СК при Генпрокуратуре РФ. Сбор свидетельских показаний не должен превратиться в еще одну пытку».
Для координации работы общественных структур, изучения гуманитарных и социальных потребностей беженцев в четверг во Владикавказ прибыли сотрудники правозащитного движения «Сопротивление». Исполнительные директор организации Ильмира Маликова посетила временный лагерь, а так же места компактного расселения беженцев в городском интернате Алагира и пансионате «Алагир». Как отметили пострадавшие, с питанием и медицинской помощь все нормально, однако, зачастую не хватает самых простых вещей: предметов личной гигиены, одежды, обуви, красок и альбомов для детского творчества. Подобные вопросы невозможно решить централизованно. Здесь крайне необходима помощь общественных организаций. Между тем, как отметила Ильмира Маликова, «некоторые руководители в местах расселения пострадавших, отказываются от помощи, заявляя, что беженцы обеспечены всем необходимым». «Это откровенно удивляет! – признается Ильмира Маликова. – Психологи МЧС выполняют колоссальный объем работы. В этой ситуации им крайне необходима помощь коллег. Беженцы, отправляемые в другие регионы, нуждаются в сопровождающих психологах, поскольку уже возникали конфликтные ситуации в дороге. Эмоциональное состояние людей понятно, а вот позиция отдельных руководителей, не готовых к общественному сотрудничеству, нет!»
Цхинвал
Геноцид народов Южной Осетии в полной степени смогли оценить члены Общественной палаты РФ Ольга Костина, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод и представитель Общественной комиссии по организации помощи российским военнослужащим, пострадавшим в результате осуществления миротворческой миссии в Южной Осетии Сергей Абакумов, посетившие 14 августа разрушенный Цхинвал.
Город стерт с лица земли. Уцелевшие и оставшиеся в городе люди хоронят своих близких. Социальная инфраструктура столицы Южной Осетии практически полностью уничтожена, поскольку грузинские войска обстреливали больницы, школы, объекты ЖКХ. Взорван городской водопровод.
«Город разрушен в духовном и моральном смысле, – отметила Ольга Костина. – У людей нет ни света, ни воды, ни газа, ни питья, ни информации, ни телефонной связи. Пусть нас не удивляет, что некоторые люди не хотят слышать слово «геноцид». Есть политики, которые холокост до сих пор не признают. Однако, слово «геноцид» не может передать трагедии случившегося. Это не геноцид. Это какое-то пещерное варварство».
Ольга Костина провела ряд встреч с руководством Южной Осетии, в частности, с председателем Правительства Борисом Чочиевым. Распределение гуманитарной помощи, поступающей со всей России и из-за рубежа – процесс, который общественные организации могли бы взять под свой контроль. Это в полной мере относится и к оказанию комплексной помощи пострадавшим. По признанию Бориса Чочиева, общественные волонтеры могли бы взять на себя подобные функции, поскольку жители Цхинвала растеряны и вынуждены решать самые экстренные проблемы.
Владикавказ
Инициативы по созданию Координационного центра гражданской солидарности с жертвами военных преступлений в Южной Осетии нашли поддержку на встрече с лидерами общественных организаций Северной Осетии. 15 августа на базе Общественной палаты РСО-Алания московские коллеги встретились с представителями 15 местных организаций и обсудили возможность создания подобной структуры.
«У нас есть целый ряд задач, которые мы не можем решить без помощи общественных организаций, – открывая заседание, заявила Ольга Костина. – Первая – это оказание помощи пострадавшим. Конечно, уже заработала государственная машина, но как показывает практика, если не включается гражданское общество, то происходят перегибы и несправедливость. Традиционно для оказания гуманитарной помощи в Россию приезжают зарубежные службы. Мне кажется, в данной ситуации нам крайне важно опираться на свои силы. Нам под силу сформировать свой центр гражданской помощи. Самое ужасное, что помимо гибели родных и близких, потери крова, это то, что у людей нет никакой информации. Необходимо решать и эти вопросы… Мы так же намерены открыть Интернет-портал, который бы занимался информационной поддержкой жертв, мониторингом ситуации, а так же будем составлять книгу памяти того, что здесь произошло. Здесь должна быть только прямая речь. И это не вопрос политики».
«Заявления некоторых международных правозащитных организаций о том, что в ситуации с уничтожением южно-осетинского народа все нормально, вызывает у нас откровенное непонимание, – поддержал Ольгу Костину Александр Брод. – Мы заинтересованы в создании в Северной Осетии центра гражданской солидарности, который бы взаимодействовал с органами местной власти по оказанию помощи беженцам. Этот центр должен вести регулярный мониторинг, во-первых, потребностей пострадавших, которые находятся в Южной Осетии, какие проблемы и сложности испытывают люди, как они оценивают эффективность работы органов власти».
Представители общественности Северной Осетии считают, что поступающая со всей России в регион гуманитарная помощь должна оказываться адресно. Трагедия Беслана показала, что нередко гуманитарная и финансовая помощь уходила в сторону. «Если люди будут участвовать в восстановлении своего очага – это и будет гражданским обществом!» – заявил председатель Общественной палаты РСО-Алания Руслан Костоев.
P.S. Представители Общественной палаты РФ и дальше продолжат работу в регионе. Уже на этой недели лидер «Сопротивления» Ольга Костина вновь посетит Владикавказ для оценки проделанной работы по оказанию помощи беженцам.