Ирина Яровая: «Законы по защите потерпевших должны быть приняты в первоочередном порядке!»



24 сентября на базе Центра социально-консервативной политики комитет Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции инициировал обсуждение поправок в российское законодательство, направленных на защиту прав потерпевших. Председатель комитета Ирина Яровая считает необходимым прекратить практику, когда государство, ответственное за безопасность своего гражданина, оставляет жертву преступления один на один с системой следствия и правосудия. В обсуждении конкретных мер, направленных на совершенствование правового статуса потерпевшего от преступлений, приняли участие депутаты Госдумы, представители правоохранительных органов, общественные деятели и эксперты.

Законопроекты, направленные на защиту потерпевших, прошли долгий и тернистый путь до законодателя. Еще в мае 2009 года Совет Безопасности России поручил Правительству РФ, а конкретно Министерству юстиции России, подготовить соответствующие законодательные поправки. Только в июне 2012 года проект федерального закона был внесен в Госдуму. Однако, в нем так и не нашел отражение целый ряд качественных поправок по защите жертв преступлений, а отдельные пункты не столько улучшали, сколько ухудшали положение потерпевшего.

Вместе с тем, в ноябре 2011 года Следственный комитет РФ, Общественная палата РФ, Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, экспертное сообщество разработали два альтернативных документа. Проекты федеральных законов «О потерпевших от преступлений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового статуса потерпевшего от преступлений» представляют два блока госгарантий: социальные (компенсационные, создание специализированного фонда помощи потерпевшим) и материальные процессуальные гарантии, направленные на укрепление именно процессуального положения  потерпевшей стороны. Проекты представлены Правительству РФ и получили поддержку со стороны МВД РФ, Верховного суда РФ, ФСБ РФ, а так же личную поддержку Председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко.

Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая считает, что время на раздумья о том, нужен закон или не нужен, уже ушло. «Потерпевший должен стать полноправным участником следственного и судебного процессов, – отметила депутат. – Сегодня более чем актуально предложить законодательное решение в пользу того, чтобы государство однозначно и убедительно заявило о том, что инструментами госзащиты будут обладать именно потерпевшие. Если государство берет на себя затраты по обеспечению прав на бесплатную юридическую помощь подозреваемому, то почему потерпевший лишен такого права? Он унижен, оскорблен, испытывает порой физические муки, материальные трудности – почему этого человека государство просто бросает?»

Проект федерального закона «О потерпевших от преступлений», предусматривающий создание Национального компенсационного фонда, в настоящее время находится на проработке в Министерстве финансов РФ. А вот конкретные меры по укреплению процессуального положения потерпевшего, Ирина Яровая считает необходимым реализовать в экстренном порядке.

Законопроектом устанавливаются права, обязанности потерпевших от преступлений, определяются принципы защиты и восстановления их нарушенных прав, свобод или законных интересов, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты потерпевших, предоставляется право на получение информации об освобождении от отбывания наказания осужденного, предоставляются дополнительные гарантии при производстве допроса и других следственных действий с участием несовершеннолетнего.

Депутат фракции «Единая Россия» Анатолий Выборный считает необходимым усилить гарантии компенсации морального и материального вреда потерпевшему. «Неотвратимость выплаты компенсации является сдерживающей мерой для преступника, – уверен депутат. – Было бы разумно ввести возмещение морального вреда не менее определенной суммы, например, миллиона рублей, в зависимости от тяжести совершенного преступления. Хотя бы по двум категориям: против личности и против собственности».

«Потерпевшему необходимо дать возможность быть частным обвинителем в буквальном смысле слова, – отметил член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена. – У нас есть эта норма, но лишь по некоторым категориям преступлений. Ее необходимо расширить, ведь потерпевший – фигура, от которой напрямую зависит судьба человека, совершившего преступление».

С Анатолием Кучереной согласен доктор юридических наук, профессор Юрий Голик: «Есть категории дел, где мнение потерпевшего является определяющим, например, изнасилование без тяжких последствий. Но всего этого недостаточно. Необходимо просмотреть весь закон и понять, где необходимо учитывать мнение потерпевшего еще».

Профессор предостерег законодателей от возможных недоработок законопроекта.

«Пункты, которые предлагается внести, не касаются кассационной  стадии и надзорного производства, – обратил внимание на положения документа Голик. – А там тоже есть потерпевший и он немаловажен. В высших инстанциях от него отмахиваются даже в большей степени, чем на стадии предварительного расследования и судебного следствия. Необходимо учесть это при принятии закона».

Потерпевший должен иметь возможность влиять не только на ход расследования и судебного процесса, но и на меру пресечения, выбираемую судом для подозреваемого, а так же на решение вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного.

«Очень часто потерпевший сталкивается с тем, что условно осужденный остается проживать по старому месту жительству, – привел пример профессор Академии управления МВД России Петр Скобликов. – Когда срок истекает, осужденный начинает преследовать потерпевшего, у которого даже нет права просить о том, чтобы условное осуждение продлили или заменили его реальным наказанием. Некоторые потерпевшие поднимают данный вопрос в суде, однако получают отказ, так как в законодательстве данная возможность не предусмотрена… Что касается условно-досрочного освобождения, то потерпевшего необходимо уведомлять не только о том, что такое-то лицо освобождается, но также уведомлять о том, что лицо подало ходатайство об условно-досрочном освобождении».

Отношение к потерпевшему со стороны правоохранительных органов и осужденных, по мнению Ирины Яровой, продиктовано безразличием государства.

«Обвиняемый никак не увязывает суд, который над ним происходит с потерпевшим, – считает депутат. – Ему наплевать на жертву: «Меня осудят, но ты ни копейки с меня не получишь!» При чем так говорят и обеспеченные люди, особенно, в ситуациях, связанных с  дорожно-транспортными происшествиями. Мы должны создать такие механизмы, которые создадут для виновного неизбежную необходимость взаимодействовать с потерпевшим, в том случае, если он намерен смягчить свое наказание!»

Член Общественной палаты РФ, председатель правления правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина приветствует решительность парламентариев в защите прав жертв преступлений.

Ирина Яровая: «Законы по защите потерпевших должны быть приняты в первоочередном порядке!»«На протяжении нескольких последних лет мы с коллегами буквально по шагу пытались подойти к принятию конкретных решений в сфере защиты жертв преступлений, – отметила Ольга Костина. – Трудно переоценить значение обсуждаемых сегодня депутатами документов для создания в России принципиально иных, справедливых и социально-ответственных общественных отношений. Очень важно, что Госдума намерена принять конкретные шаги для защиты прав потерпевших. Создание государственной системы защиты прав потерпевших в России просто необходимо, как социально, так  и политически. Это гарантирует действенную реализацию предусмотренных Конституцией прав, повышает безопасность и уровень защиты от криминала, способствует повышению престижа России на международной арене».

«Сегодня мы делаем первый шаг – обсуждаем внесение поправок по процессуальной защите потерпевших, – подвела итог дискуссии Ирина Яровая. – Вторым шагом будет определение механизма и порядка социальных выплат жертвам преступлений. Этот вопрос будет глубоко и всесторонне прорабатываться с учетом финансово-экономических обоснований. Не скрою – мы настроены решительно. Мы считаем, что предложенные изменения в законодательстве должны быть приняты в первоочередном порядке. У фракции «Единая России» в этом вопросе должна быть консолидированная позиция!»

Сопротивление