К семейному насилию применят закон



4 июня в Общественной палате Российской Федерации прошли общественные слушания  о предупреждении и профилактике насилия в семье. Общественные деятели предложили разработать и принять профильный закон, который бы оградил от преступных действий жертв домашнего произвола. Представители Следственного комитета РФ советуют тщательно продумать положения документа. Законов много, но далеко не все из них работают.

Домашнее насилие самое распространенное и грубейшее нарушение прав человека. В России 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Ежегодно более 10 тысяч женщин погибают от рук мужей или других близких, 26 тысяч детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей. Еще 2 тысячи детей и подростков, спасаясь от жестокого обращения в семье, кончают жизнь самоубийством, десятки тысяч убегают из дома.

Действующее законодательство неэффективно защищает от домашнего насилия. Не существует никаких механизмов профилактики, пресечения  и борьбы с его последствиями. Эксперты признают, что наше общество не знает, как бороться с проблемой. Полиция практически закрывает глаза на домашнее насилие, ссылаясь на внутрисемейный характер бытовых неурядиц и отсутствие правовых механизмов их разрешения. Родственники и знакомые жертв предпочитают не вмешиваться, а если и пытаются защитить потерпевшего, то сталкиваются с равнодушием, а порой и откровенным противодействием государства.

По последним данным Следственного комитета России, в 2011 году было совершено 28 801 преступлений, связанных с насильственными действиями. Из них преступлений в отношении членов семьи (мужа или жены) -11 669, детей – 5 836, в том числе, в отношении несовершеннолетних – 2 849.

Группа экспертов разработала концепцию законодательства, которая предусматривает не только принятие нового закона, но и внесение поправок в действующие законодательные акты РФ. Ее обсуждение на базе комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов прошло по инициативе Национального центра по предотвращению насилия «АННА» и межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление».

В настоящее время разработчики закона предлагают отдельное производство по делам, связанным с домашним насилием, которое бы защищало жертв не в рамках сложной уголовной процедуры. За пример взят модельный закон ООН. Авторы предлагают принять отдельный закон, посвященный жертвам домашнего насилия и основные понятия, от которых закон будет отталкиваться в своей работе.

Первый этап – это звонок жертвы в полицию. Сотрудник выдает защитное предписание жертве и обязывает обидчика не применять насилие. Нарушение предписания может караться административным арестом. При повторном нарушении может наступить уголовная ответственность.

Второй этап – обращение жертвы в суд. Заявление может быть подкреплено рапортом полиции и свидетельскими показаниями. Меры суда гораздо серьезнее, так как суд может применить уголовное наказание.

«Цель закона – профилактика домашнего насилия, – отметил адвокат Московской адвокатской палаты Алексей Паршин. – У нас нет ни одного закона, ни одного правового механизма, позволяющих пресекать домашнее насилие на ранних стадиях. Закон должен быть не репрессивным, а профилактическим».

По мнению Алексея Паршина, новый закон даст правовые инструменты в руки судей и полиции. Один из таких инструментов – охранные ордера, которые применяются во всем мире. Домашнему тирану выписывается предписание, в соответствие с которым он не имеет права оказывать физическое и иное воздействие на свою жертву, преследовать или появляться в тех местах, где бывает жертва (например, в тех случаях, когда супруги в разводе). Казалось бы, весьма формальная процедура, но она имеет принципиальное значение. Это предупреждение о том, что государство внимательно следит за тем, что происходит в данной семье. Если факт насилия повторится, государство примет меры административного или уголовного наказания.

Охранные ордера уже доказали свою эффективность в Европе. Они снижают агрессивность насильника, формируют правовое поле, в рамках которого оказывается помощь жертве. 

«Представители полиции все чаще указывают на то, что у них связаны руки – войти в квартиру и арестовать насильника они не имеют права, – констатировал заместитель директора Национального центра по предотвращению насилия  «АННА» Андрей Синельников. – Данный закон крайне необходим. С хулиганом с улицы, потерпевший встретится только в суде. В ситуации насилия дома, насильник знает, где находится потерпевший, его друзья, знакомые, место работы, где учатся дети. Преследования очень часто заканчиваются убийством».

Представитель правового управления Следственного комитета РФ Анастасия Подноскова считает, что на текущей стадии рассмотрения проблемы необходимо определиться в принципиальных положениях.

«Обсуждаемый нами закон – это социальный пакет поддержки женщины, с помощью которого она не боится обращаться в органы полиции или это законопроект по изменениям в существующие нормативные акты?» – поинтересовалась представитель следствия.

Анастасия Подноскова отметила, что прежде чем выходить с конкретным законопроектом необходимо изучить уже принятые законы профилактической направленности.

«Необходимо посмотреть, как работает, например, закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, – обратила внимание участников дискуссии представитель Следственного комитета РФ. – Особое внимание уделить практике его применения и проблемам в реализации. Полученную практику перекладывать уже на нашу ситуацию. Необходимо понять, каким образом суд будет принимать решения по закону о защите жертв домашнего насилия, как будет осуществляется контроль за указанными лицами, какие должны быть последствия нарушения охранного свидетельства».

Действительно, проблемы с реализацией закона возможны не только в области правоприменения, но и в области социальной поддержки жертвы насилия. Суд будет на стороне потерпевшей, но это не поможет, если государство не предоставит ей убежище, где она сможет укрыться от насильника, получит психологическую и правовую помощь.

«Имеет смысл создать рабочую группу из людей, которые готовы участвовать в разработке такого законопроекта», – предложил член президентского Совета по правам человека Алексей Головань.

Предложение экспертов поддержала член Общественной палаты РФ Ольга Костина.

«Необходимо провести расширенную встречу представителей общественных организаций, которые занимаются защитой жертв домашнего насилия, – заявила Ольга Костина. – Уверена, у них будут конструктивные предложения. Мы так же должны прислушаться к мнению правоохранительных органов и судейского сообщества. Привлечение новых экспертов и специалистов сделает законопроект более продуманным, а значит эффективным. Отдельно необходимо рассмотреть меры государственной социальной поддержки жертвы насилия – оказание правовой, психологической помощи, а так же предоставление убежища. При поддержке государства, оказание практической помощи могут взять на себя общественные организации. Несмотря на многогранность проблемы Общественная палата, рабочая группа экспертов продолжит работу над этим документом».