- 15.04.2014
Маркин: около 500 детей покончили с собой в России в 2013 году
О проблеме подростковых суицидов, расследовании преступлений, совершенных в отношении детей, проблемах взаимодействия с иностранными коллегами и помощи, которую российские следователи оказывают сиротам, в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Набиркиной рассказал официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
– Владимир Иванович, какое количество преступлений в отношении детей было совершено в России и сколько раскрыто следователями СК РФ в минувшем году?
— В 2013 году Следственным комитетом было возбуждено 14339 уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних, а всего в производстве ведомства находилось свыше 22,5 тысяч уголовных дел этой категории. Фактически половина из них расследована и направлена в суд для рассмотрения по существу. Всего в прошедшем году потерпевшими были признаны в общей сложности 15470 несовершеннолетних. Ужасает тот факт, что около 10% детей пострадало от рук родственников. Приблизительно столько же погибло в результате совершенных в отношении них преступлений.
– В Санкт-Петербурге для допросов потерпевших детей следователи используют специальные комнаты. Насколько этот опыт удачен? Планируется ли открытие аналогичных помещений в других регионах страны?
— Расследование преступлений в отношении детей имеет особую специфику. При проведении следственных действий с их участием необходимо привлечение профильных специалистов, способствующих восстановлению эмоционального состояния и дальнейшей реабилитации. Вряд ли кабинет следователя наилучшим образом подходит для допроса ребенка, скорее там он будет чувствовать себя прежде всего беззащитным. Это приведет к скованному и замкнутому поведению несовершеннолетнего. В свою очередь, доверительная беседа с участием педагога и психолога в игровой модели и дружественной ребенку обстановке доставляет намного меньше переживаний. И вот именно с этой целью в 2013 году по инициативе ГСУ СК России по городу Санкт-Петербургу было организовано первое помещение со специальной атмосферой, предназначенной для проведения следственных действий с несовершеннолетними. Фактически это типичная детская комната со стенами теплого солнечного оттенка, специальными картинками и фломастерами, мягкими креслами и подушками, анатомическими куклами и иными предметами, способствующими созданию комфортной атмосферы и установлению контакта специалистов с потерпевшим. Несмотря на дружественную обстановку, происходящее здесь является ни чем иным как следственными действиями, имеющими первостепенное значение для эффективного расследования. С помощью специального аппаратно-программного комплекса производится видеозапись беседы специалистов с ребенком, с которой в последующем и работает следователь.
На сегодняшний день достаточно преждевременно подведение каких бы то ни было итогов подобной деятельности, но уже сейчас можно обозначить ее безусловную значимость. В обозримом будущем Следственный комитет планирует создание подобных помещений и в других регионах.
– Сколько дел в отношении иностранных усыновителей расследуется в СКР на данный момент? Помогают ли зарубежные коллеги в работе по таким делам?
— В Главном следственном управлении СК России находятся 14 уголовных дел в отношении иностранных усыновителей, и только пять из них возбуждено в 2013 году. Несмотря на то, что Следственный комитет ведет активную деятельность по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств в расследовании ряда сложных уголовных дел, на сегодняшний день существует ряд негативных тенденций. Это касается прежде всего расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних российских детей, усыновленных гражданами иностранных государств. За примерами далеко ходить не надо, в свое время беспрецедентный резонанс получила история гибели в США трехлетнего Максима Кузьмина. В данном случае иностранные коллеги не столько препятствовали российской стороне в установлении обстоятельств произошедшего, сколько изолировались от малейшего вмешательства извне и попытались не иначе как запутать следствие, озвучивая одну версию нелепее другой. К сожалению, сложно назвать деятельность подобного рода объективной, потому как адекватных причин отказа в содействии российским следователям попросту не было озвучено. К слову, эта история далеко не единственная в своем роде, потому как в большинстве случаев иностранные коллеги не считают нужным даже знакомить нас с материалами уголовных дел. К сожалению, на сегодняшний день, вопреки многократным международным переговорам на различных уровнях, вопрос об эффективности подобного взаимодействия остается открытым. Я хочу подчеркнуть, что Следственный комитет будет добиваться открытого объективного расследования по каждому факту противоправных действий в отношении всех без исключения российских детей вне зависимости от их места проживания.
– Одной из острых тем последнего времени является детский суицид. Какова, по вашему мнению, причина подобных трагедий? Какие меры могли бы позволить переломить ситуацию?
— Основной причиной детских суицидов в большинстве случаев является банальное безразличие, если можно сказать, безучастие окружающих в детских переживаниях. Проблемы воспитания, безусловно, тоже играют весомую роль. Но я говорю прежде всего о равнодушии к проблемам, нежелании услышать или принять их с той серьезностью, какой ее видит ребенок. Полагаю, что в целях профилактики подросткового суицида необходима не только социально-психологическая поддержка в учебно-воспитательных учреждениях, но и комплексные меры, направленные как на детей, так и непосредственно на их родителей. Безусловно, особое внимание стоит уделять и профильной подготовке, а также регулярной переквалификации социальных работников. Не секрет, что большинство из них либо не прошло соответствующего обучения и лишь косвенно знакомо со спецификой подобной деятельности, либо их методики мягко говоря неактуальны. Современные дети быстро взрослеют, и чтобы наладить с ними контакт, необходимо быть “в теме” последних тенденций.
Кстати, что касается тенденций, то, к счастью, мода на подростковые движения, в числе которых печально известное “эмо”, породившее в свое время целую волну суицидов среди несовершеннолетних, сходит на нет. Уверен, что подобные движения и любая иная подобная пропаганда, в том числе в СМИ, должна жестко пресекаться на корню сотрудниками соответствующих органов.
Если же говорить о статистике, то только за 2013 год Следственным комитетом зарегистрировано 461 сообщение о суициде среди несовершеннолетних, что означает гибель по меньшей мере одного ребенка в день.
– Под шефством Следственного комитета находятся почти 190 детских домов. Расскажите о работе ведомства в данном направлении.
— Если быть точным, то в настоящий момент под шефством Следственного комитета России находятся 186 детских домов. Это означает, что ведомство регулярно оказывает всестороннюю помощь более чем 13 тысячам детей, нуждающихся в поддержке. Из них около восьми тысяч это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Решение о помощи детским домам и другим социальным учреждениями принято практически всеми региональными следственными управлениями. На примере Муромского детского дома, расположенного во Владимирской области и находящегося вот уже на протяжении нескольких лет под шефством центрального аппарата СК России, могу сказать, что за прошедший год только за счет добровольных пожертвований была оказана материальная помощь на общую сумму около 700 тысяч рублей. Кроме того, был организован ряд субботников, в ходе которых проводилась работа по облагораживанию и обустройству территории, а также ремонту помещений учреждения.
Под шефством Следственного комитета находятся и иные учреждения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, учреждения для детей-инвалидов, детей с поражением ЦНС и нарушениями психики, а также социальные приюты для детей и подростков. Вне зависимости от количества воспитанников всем им в равной степени уделяется внимание и оказывается высококвалифицированная медицинская, социально-психологическая и последующая реабилитационная поддержка. В частности, в Астраханской области Следственным комитетом были собраны средства на лечение ребенка, страдающего онкологическим заболеванием.
Помимо оказания повседневной практической помощи, Следственный комитет инициирует организацию праздников, вручение подарков, а также проведение спортивных мероприятий для детей. К слову, в феврале 2013 года мне довелось присутствовать на состоявшемся в Москве товарищеском матче по футболу между воспитанниками детского дома, ветеранами футбола и сотрудниками Следственного комитета.
– Воспитанники детских домов нередко становятся жертвами насилия. Какие меры вы предлагаете для их защиты от злоумышленников? Какое количество дел в данной сфере расследовалось в 2013 году?
— К сожалению, воспитанники детских домов являются наиболее уязвимой и как ни странно наименее социально защищенной категорией граждан. По меньшей мере 200 детдомовцев были признаны потерпевшими по ряду уголовных дел только в прошлом году. Пятнадцать (!) процентов из них пострадало в результате преступлений против половой неприкосновенности. Каким иначе, если ни вопиющим, стоит считать тот факт, что преступления в этой сфере занимают первое месте по статистике среди преступлений в отношении детдомовцев?! Как ни странно, по подозрению и даже обвинению в совершении этих преступлений среди прочих зачастую фигурируют и те, от кого меньше всего этого ожидали дети: старшие воспитанники и даже сотрудники учреждений. О каком воспитании, профилактике подростковой преступности, да и вообще будущем может идти речь? Пускай все эти ребята не имеют фактического отцовства, все они – граждане Российской Федерации. Наши с вами дети. Будущее нашей страны. И мы должны доказывать прежде всего им, что не оставим в беде и будем в дальнейшем продолжать работу, направленную на установление и привлечение к ответственности всех без исключения лиц, от чьих рук страдают дети.