- 25.05.2009
Мы гарантируем безопасность людей
Начальник Управления обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, (УОГЗ) МВД РФ Олег Зимин в интервью «Интерфаксу» рассказал о том, как в нашей стране защищают свидетелей. «На сегодняшний день сотрудники управления со своими задачами справляются, но мы отмечаем увеличение количества людей, нуждающихся в государственной защите», – отметил Зимин.
Почти каждый второй свидетель по уголовным делам в России подвергается угрозам или насилию со стороны криминальных структур, сообщил «Интерфаксу» начальник Управления обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, (УОГЗ) МВД РФ Олег Зимин.
«На сегодняшний день в РФ, по данным ВНИИ МВД, более 10 млн человек проходят в качестве свидетелей по уголовным делам. Из них, по оценкам экспертов, примерно 50% подвергались насилию, угрозам и другим противоправным действиям», – отметил О.Зимин.
«Однако эти люди по разным причинам не обращаются за помощью государства в обеспечении своей личной безопасности, многие россияне до сих пор не знают о существовании программы государственной защиты, хотя она действует уже несколько лет», – сказал он.
В то же время О.Зимин констатировал, что в настоящее время под охраной УОГЗ и его территориальных подразделений почти во всех регионах России находятся около 600 человек. Участниками программы являются свидетели практически по всем «резонансным» уголовным делам.
«Всем им предоставляются различные виды защиты, которые прописаны в законодательстве. Всего их восемь. Выбор того или иного способа определятся индивидуально с учетом оперативной обстановки и степени угрозы», – отметил О.Зимин. При этом в ряде случаев сотрудникам милиции приходится обеспечивать безопасность не только самих свидетелей, но также их детей и родственников.
Как правило, участникам программы предоставляется личная охрана или человека временно перемещают в безопасное место – в другой район или даже другой город, при необходимости выдают новые документы.
«Никаких проблем с жилплощадью для подзащитных у нас нет. Если имеющихся квартир не хватает, государство арендует дополнительное жилье», – говорит начальник управления.
«Подопечный» за счет федерального бюджета обеспечивается питанием и всем необходимым для проживания. «Золотые горы» мы не обещаем, но условия жизни вполне приемлемые, а самое главное – мы гарантируем безопасность людей», – подчеркнул О.Зимин. По его словам, подзащитному могут придумать новую «легенду» и даже помочь в трудоустройстве.
«После того, как угроза миновала, находящийся под охраной человек возвращается домой, к нормальной повседневной жизни. Необходимости в переселении подзащитных на постоянное место жительства у нас до сих пор не возникало», – отметил О.Зимин.
Процедура предоставления охраны закреплена в законодательстве. «Обычно решение о защите свидетеля принимает следователь, в чьем производстве находится уголовное дело», – отметил О.Зимин. На проверку сведений о реальности угроз, поступающих в адрес свидетеля, законодательство отводит три дня. «Этого очень мало, полицейские в Германии, например, имеют в своем распоряжении до 30 суток», – указал О.Зимин.
Впрочем, очевидец, который подвергся угрозам, может обратиться в УОГЗ напрямую, и, если их реальность подтвердилась, он все равно получит государственную защиту. «Но и в этом случае эта информация затем передается следователю по уголовному делу, который выносит соответствующее постановление», – сообщил О.Зимин.
По мнению главы УОГЗ МВД России, сам факт предоставления госзащиты отбивает у преступников охоту покушаться на жизнь и здоровье свидетелей. «За время существования управления ни одного случая применения оружия со стороны наших сотрудников не было», – подчеркнул О.Зимин, добавив, что программа защиты свидетелей дает хороший профилактический эффект.
«На сегодняшний день сотрудники управления со своими задачами справляются, но мы отмечаем увеличение количества людей, нуждающихся в государственной защите», – сообщил О.Зимин.
Он отметил также, что иногда приходится урегулировать противоречия, возникающие между некоторыми подзащитными и их охраной. «Порой свидетели, которые могут дать показания против крупных организованных преступных структур, сами являются бывшими участниками этих группировок. У них своеобразное восприятие мира, поэтому конфликты с нашими сотрудниками, которые в большинстве своем – выходцы из УБОПов, случаются. Но они, как правило, носят кратковременный характер, поскольку подзащитные понимают, что речь идет об их личной безопасности», – сказал О.Зимин.
За 2008 год в органы внутренних дел поступило 556 постановлений о применении мер безопасности, вынесенных в отношении участников уголовного судопроизводства. Госзащита осуществлялась в отношении 596 граждан, в том числе 187 потерпевших, 345 свидетелей, 64 иных категорий участников уголовного судопроизводства, а также родных и близких защищаемых лиц.
Применялись следующие меры безопасности: личная охрана, а также охрана жилища и имущества – в 359 случаях, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности – 86 случаев, обеспечение конфиденциальности сведений – 239 случаев, временное помещение в безопасное место – 68 случаев.
Управление обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в составе МВД образовано в сентябре 2008 года. В своей работе оно, в основном, руководствуется двумя федеральными законами: «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», а также «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
http://www.mvd.ru/press/interview/6478/