Нельзя переступать черту



Сегодня в одной из газет прочитала фразу: «Ни один ребенок не может опозорить взрослых так, как взрослые – ребенка». Всего несколько слов, а как много смысла… Здесь и важность того, какой пример мы подаем младшему поколению, и беззащитность детей, и их наивность, невинность и невиновность, тут и черствость, безразличие взрослых, их безответственность… Не знаю, кому принадлежит авторство, но эти слова кратко и ёмко выразили то, над чем я много думаю в последние месяцы, над чем работаю.

Взрослый человек отличается от ребенка опытом. Взрослые люди (в большинстве своем) много повидали, много пережили. Спросите людей, которые прошли войну, радуются ли они тому, что видели так много трупов в своей жизни, хоронили однополчан, сами убивали врагов. Думаю, ответ очевиден: никто не хотел бы повторить в жизни такой опыт. Это касается многих других неприятных, а порой и трагических ситуаций в жизни. Так почему же руководители наших ТВ-каналов и их сотрудники ежедневно доставляют подобную информацию на дом нам и нашим детям? Более того, почему наши СМИ считают возможным заставлять детей, прошедших через трагедию в своей еще очень короткой жизни, проживать эту трагедию снова и снова? Каждый день по телевизору, в журналах, газетах мы можем читать статьи и смотреть передачи про детей и подростков, пострадавших от педофилов. При этом в большинстве случаев называются имена детей, место их проживания… Но ведь любой нормальный человек понимает, что такое преступление против ребенка – это трагедия на всю жизнь. Я понимаю, что для СМИ сенсации и запредельные вещи – это рабочий материал, но мы же люди! Мы должны понимать, что есть черта, которую переступать нельзя.

Еще взрослый человек отличается от ребенка тем, что может в каждый момент жизни делать осознанный выбор. Я уверена, что тех взрослых людей – руководителей СМИ, журналистов, которые делают осознанный выбор в пользу спекуляций на бедах и трагедиях детей, должен остановить закон. Именно поэтому 10 июля 2012 года я внесла в Госдуму законопроект, который (в отличие от статьи 41 закона о СМИ) вводит полный запрет на распространение в СМИ информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий. При этом я хочу подчеркнуть очень важный момент. Данный запрет не может быть отменен или обойден даже при наличии согласия самого ребенка или его родителей на распространение данной информации. Исключением в данном случае могут быть только следственные мероприятия по поиску и задержанию преступника.

Сейчас наш законопроект готовится к первому чтению. Надеюсь, оно состоится уже в середине декабря. Конечно, над его текстом еще можно работать. Надо, например, расширить круг законов, к который тоже следует внести поправки. Например, чтобы убрать информацию о пострадавших детях из интернета. Это всё будет сделано ко второму чтению. А пока для меня принципиально важно, что есть надежда – пострадавшие дети и подростки перестанут быть предметом развлечения. Хочу подчеркнуть, что наш законопроект не запрещает и не препятствует публичному обсуждению и осуждению преступлений против детей. Более того, я уверена, что правильная постановка вопроса, правильная интонация дискуссии, журналистские расследования, освещение деятельности волонтеров, занимающихся такого рода преступлениями, только помогут нашему обществу. Но все такого рода публичные обсуждения и расследования должны происходить без показа самих пострадавших детей и без упоминания их имен!

Вообще, многое из того, что мы видим по телевизору, читаем в журналах, в интернете – приводит в ужас… При этом психологи говорят, что психика ребенка начинает формироваться с самого раннего возраста и полностью складывается к 14 годам. Страшно подумать, какими взрослыми вырастут сегодняшние дети, на чьи незащищенные души с телеэкранов обрушиваются потоки крови и грязи, сцены лжи и насилия… Мы не только не учим наших детей тому, что всё это омерзительно, неправильно, недостойно. Но мы не пытаемся нарисовать перед ними радостную картину нормальной жизни! Жизни, где царят любовь и взаимное уважение, честный труд, радость от красоты мира и от собственного участия в том, чтобы менять мир к лучшему…

Алина Кабаева, "Известия"