Несовершеннолетним могут разрешить судиться



alttext



Председатель правления МПОО “Сопротивление”, член ОП РФ Ольга Костина считает, что законопроект о расширении прав несовершеннолетних в гражданских спорах необходимо изучить.

Минюст предлагает расширить права несовершеннолетних в гражданских судебных спорах и позволить им представлять свои интересы самостоятельно: с 14 лет в присутствии законных представителей, а с 16 лет – без них. Сейчас права детей до 18 лет в судах защищают их законные представители: родители, опекуны и усыновители.

Законопроект Минюста с поправками в Гражданский процессуальный кодекс выставлен на публичное осуждение. Авторы проекта предлагают включить в ГПК новый раздел, регулирующий производство по делам несовершеннолетних.

Согласно поправкам, у законных представителей останется обязанность защищать интересы детей в возрасте до 14 лет. По мнению разработчиков, с 14 лет у подростков должна появиться возможность самим отстаивать свои интересы, но в присутствии или с письменного разрешения родителей, усыновителей или опекунов.

С 16 лет, считают авторы законопроекта, несовершеннолетние должны получить право участвовать в судах самостоятельно, а их законные представители смогут лишь оказывать им «содействие при реализации прав». Подробнее>>

Ольга Костина, председатель правления МПОО “Сопротивление”, член Совета ОП РФ:

«Конечно, нужно данный законопроект изучить. Думаю, наша новая Комиссия займется этим в ближайшее время.

Тут есть несколько аспектов. До сих пор мы наблюдали довольно масштабную кампанию, которая противоречила идее предоставления несовершеннолетним каких-то более широких прав. Потому что все-таки это сопряжено с разъяснением правовой базы,  с их самостоятельными юридическими шагами. До сих пор в обществе бродила мысль о том, что это совершенно лишнее: достаточно родителей, достаточно близких людей. Совершенно незачем ребенку допускать даже мысли о том, что можно противостоять своим родителям в судах или где-то еще. Все мы помним эти дискуссии. Они велись со значительным искажением информации и реальности, но, тем не менее, такие опасения в обществе были.

С другой стороны, к сожалению, мы понимаем, что права несовершеннолетних защищены, мягко говоря, недостаточно. В особенности, когда речь идет о сиротах. Я знаю случай, который произошел недавно. Общественная организация добилась двух прецедентов, защищая детей – сирот от чиновников, которые отнимали у них квартиры. Всё это шло с боями, с трудом,  и, конечно, с помощью благотворителей. Потому что у несовершеннолетних, которые остались без попечения, возможность рассчитывать на юридическую помощь, увы, нет.

Поэтому здесь надо все хорошо взвесить.

Даже для 16-летнего ребенка, подростка, не знающего закон, самостоятельно обеспечить свои права идея утопическая. До такой степени войти в крючкотворство наших законов, чтобы быть в состоянии самостоятельно себя защищать – это непросто. Можно подумать о том, чтобы дополнительно усилить роль государства в этой ситуации. Кстати, хочу напомнить, что блок поправок, который вступил в силу с января этого года, касается обеспечения прав несовершеннолетних в уголовном процессе и предполагает  в случае отсутствия у ребенка законного представителя предоставление бесплатного адвоката. Но там речь идет только об уголовном процессе. Мы защищали детей, которые страдали от физического насилия, извращенцев и прочее. И зачастую это были родители, опекуны, и, конечно, приходилось искать защиту вне законного представителя. Поэтому думаю, действительно, Минюст прав в том, чтобы предоставить возможность ребенку защищать не столько себя самому, сколько обращаться за квалифицированной юридической помощью за счёт государства. В административном, гражданском праве.

Но еще раз подчеркну, что этот вопрос очень сложный, многогранный. Его нужно рассматривать с разных сторон, потому что нужно понимать, что это ответственность за правовое воспитание. Все-таки ребенок должен получать элементарные знания о том,  что, как и почему. Даже для того, чтобы просто  обратиться за юридической помощью, нужно понимать, что твои права нарушены.  А мы, как я говорила выше, до сих пор наблюдали просто исступленный крик, что вообще ничего не надо рассказывать ребенку о правах, что это ещё за такое правовое воспитание? Это чтобы что? Чтобы они со своими родителями судились?! И так далее. Сейчас понятно, что мы пережили все эти острые дискуссии, в которых есть и своя доля правды и неправды, и объективные и необъективные опасения. Но тот факт, что чем быстрее и раньше наши граждане будут узнавать о законах и о способах их использования, конечно, дает больше шансов, что они не окажутся жертвами мошенников или преступников в будущем. Но нужно  обсудить это с профессиональным, юридическим, родительским сообществом и, безусловно, просто проанализировать с точки зрения правоприменительной практики. Не будет ли это выглядеть красиво, но утопически, потому что, к сожалению, правовая подготовка вообще наших граждан и детей невысока».

Пресс-служба Общественной палаты РФ