Ольга Костина: «Губернатор Ткачев должен уйти в отставку»



Председатель правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина обратилась с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой о содействии в принятии проекта закона «О потерпевших от преступлений». Поводом стал приговор одному из фигурантов дела о массовом убийстве в станице Кущевская, Сергею Цеповязу. За сокрытие информации о преступлении районный суд приговорил его всего лишь к выплате штрафа 150 тыс. рублей.

– Я написала открытое письмо к президенту, так как, к сожалению, в нашей стране без политической воли и прямого указания первого лица подобные реформы не происходят. Весь комплект документов по моим предложениям уже сформирован. Я рассчитываю, что Владимир Владимирович осознает глубину проблемы и займется ей, – пояснила «Известиям» член Общественной палаты Ольга Костина.

По словам Костиной, следствие по делу и столь мягкий приговор Цеповязу – это итог «вызывающего нежелания Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры и других профильных государственных институтов защищать жертв преступлений».

– Две недели власти никак не реагировали на это преступление, никто даже не выразил соболезнования ближайшим родственникам убитых! Им не предоставили даже адвокатов, не говоря уже о компенсации, – возмущается Ольга Костина. – Конечно, впоследствии некоторые главы полиции были уволены, но проблема не только в них, проблема в том, что во всей области построена преступная цепочка, которую покрывают все: судьи, прокуроры, сами чиновники.

По словам Костиной, не менее важным фактором при оглашении таких «позорных приговоров» является так называемая гуманизация уголовных законов, принятая без учета мнения экспертного сообщества.

Правозащитница также уверена в том, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев должен нести персональную отвественность за трагедию и отправиться в отставку, как и обещал в 2010 году.

– Ткачев прекрасно знал, что ситуация с Кущевкой не заканчивается произволом полиции. В области сформирована преступная коррупционная система и он не сделал ничего, чтобы ее разрушить. Ткачев несет за это как минимум моральную ответственность. Он должен поступить честно и подать прошение об отставке, – уверена Костина. – Хотя мне, конечно, было бы легче, если бы он с самого начала не оставил родственников жертв банды Цапка в беспомощном положении.

Сам Краснодарский губернатор назвал приговор недопустимо мягким. «Осужденный Цеповяз не принимал участия в убийстве, но укрывал преступников в своем доме, – написал Ткачев у себя в Twitter. – В то же время считаю приговор недопустимо мягким и рассчитываю, что он будет опротестован прокуратурой в вышестоящем суде». На вопрос «Известий» более предметно прокомментировать ход расследования трагедии, приговор и выводы, которые сделали из ЧП местные власти, Александр Ткачев заявил, что все написал в twitter и больше ему нечего добавить. 

Председатель «Сопротивления» уверена, что законодательным органам стоит пересмотреть некоторые пункты Уголовного кодекса России, так как на данный момент его статьи весьма разобщены и не работают на защиту прав пострадавших граждан.

– Сегодня в Москве открылся 7-й Конгресс по уголовной политике в России. На нем собрались юристы, криминалисты. Они в один голос заявили о том, что в России нет внятной уголовной политики, – рассказала «Известиям» Костина. – И это приводит к явным и чудовищным перекосам, когда большинство законов написаны в пользу преступников, а не законопослушных граждан.

Члены общественной палаты уже выразили готовность поддержать инициативу Костиной.

– Уголовное законодательство требует множества поправок! А главное, необходимо добиться корректного исполнения законодательства, иначе любые поправки будут бесполезны, – заявил «Известиям» член Общественной палаты Николай Сванидзе. – Требуется не только улучшить защиту жертв преступлений, но и защиту свидетелей, например. В УК РФ куда ни ткни – везде требуются исправления.

В свою очередь, омбудсмен по правам ребенка, адвокат Павел Астахов рассказал «Известиям», что нормы защиты жертв преступлений и сейчас существуют в российском законодательстве, однако на практике они не работают.

– С защитой жертв преступлений у нас действительно всё плохо. Дело в том, что и в Уголовном кодексе, и в Гражданском есть статьи, предусматривающие помощь пострадавшим. Однако уровень правосознания в России очень низкий, а в прокуратуре не всегда подробно разъясняют жертвам преступников их права, – пояснил Астахов.

По мнению омбудсмена, необходимость в ужесточении мер по защите прав потерпевших вызвана тем, что даже существующие законы применяются не совсем полноценно.

Антон Леднев, Юлия Цой, Известия