- 06.07.2011
Стенограмма заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека
В столице Кабардино-Балкарии под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. На заседании обсуждались вопросы участия гражданского общества в созидании межнационального и межконфессионального согласия, а также в противодействии терроризму и экстремизму. Особое внимание было уделено теме защиты интересов семьи и детства. "Сопротивление" публикует выступления и высказывания общественных деятелей и Президента России, связанные с этой темой.
* * *
Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, добрый день!
Как мы с вами и договаривались, мы встречаемся на территории Северо-Кавказского федерального округа. С учётом всех текущих дел и сложностей, я считаю, в этом месте было бы правильно обсудить роль гражданского общества в поддержании межнационального согласия в предотвращении экстремизма.
Есть ещё одна тема, сложная для нашей страны, – это гармонизация межнациональных отношений. Я недавно этим занимался в Уфе, поднимал этот вопрос в разговоре с религиозными деятелями. Сегодня с вами хотел бы на эту тему тоже поговорить.
(…..)
Ещё одна тема. Мы договаривались на предыдущем заседании Совета, что обсудим ход реализации поручений, которые я давал по итогам наших с вами встреч. Их накопилось не так мало, всего в общей сложности несколько десятков. По некоторым из них были приняты конкретные решения, какие-то ещё в стадии проработки. Понятно, что у вас явно будут какие-то свои вопросы по этому поводу, что сделано, что не сделано. Тем не менее я считаю, что всё-таки кое-что удалось сделать, в частности по обращению членов Совета.
В мае был принят закон о внесении изменений в законодательство по соблюдению прав детей, включая право на общение с родителями в случае раздельного проживания. Это то, что мы с вами обсуждали. На основании другого обращения Совета, и отдельных членов Совета, естественно, был принят проект федерального закона об основах охраны здоровья граждан, куда были также включены правила по предоставлению одному из родителей права совместного нахождения с ребёнком в стационаре на протяжении всего периода лечения.
В Екатеринбурге мы обсуждали тему создания общественных советов при МВД и других структурах. В мае мною был подписан соответствующий Указ.
(…..)
М.ФЕДОТОВ: Дмитрий Анатольевич, мы подготовили несколько выступлений по поводу как раз реализации Ваших поручений. Это будут те поручения, которые Вы давали по итогам нашей встречи в Екатеринбурге. Если помните, там была первая тема «Защита интересов семьи и детства».
Поэтому я прошу сейчас Алену Николаеву и Голованя представить нам эту картину.
Е.НИКОЛАЕВА: Давайте, наверное, я начну, а Алексей потом продолжит.
Д.МЕДВЕДЕВ: Пожалуйста.
Е.НИКОЛАЕВА: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы действительно проанализировали ту реакцию, которая была на нашу встречу и на те 13 писем, которые мы передавали. Честно говоря, первые результаты не очень утешительные, потому что сказать, что хотя бы по одной теме у нас есть абсолютно положительное решение, к сожалению, мы сказать не можем.
Например, идея создания Совета при Президенте по делам детей и семьи, по формированию государственной семейной политики в принципе всеми поддержана, но не реализована, то есть, вроде сказали «хорошо», но ничего не сделано, и, похоже, никаких движений не происходит.
(…..)
Буквально два слова по поводу того, что мы говорили о необходимости создания национального плана действия в интересах детей. Еще в 2009 году Совет обращался к Вам с предложением о необходимости его разработки, который должен быть у каждой страны-участницы Конвенции ООН о правах ребенка. Предыдущий план, я напомню, был утвержден Приказом Президента в 1996 году и рассчитан до 2000 года. 11 лет Россия живет без этого важного документа, в котором, по сути, должна быть изложена государственная политика России в отношении детей на ближайшую перспективу. К сожалению, плана как не было, так и нет.
Мы также обращались к Вам в ноябре 2009 года. Совет предложил создать национальный центр поиска пропавших и эксплуатируемых детей. Такие центры эффективно работают в США, в ряде европейских государств. Актуальность центра очевидна, кстати, это предложение было поддержано Вами, к сожалению, никаких телодвижений по этому поводу не происходит.
И последнее. Очень много обращений к нам, в общественный совет, по вопросам компенсации жертвам преступлений и необходимости усиления гарантий их защиты и, как я уже сказала, компенсации причиненного вреда. Некоммерческие организации обращаются к Вам с предложением создать фонд помощи жертвам преступлений. И такие фонды созданы и действуют во многих странах. Предлагаем создать рабочую группу при Администрации Президента по подготовке нормативного акта о фонде помощи жертвам преступлений. Соответствующий проект мы также Вам сейчас передаем. Мы его подготовили. У нас работает очень активно общественная организация «Сопротивление». Считаем очень эффективной ее работу, считаем целесообразным поддержать эту идею. Спасибо большое.
Я думаю, коллеги еще продолжат.
А.ГОЛОВАНЬ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Я продолжу выступление Елены Леонидовны. Одной из наших инициатив в Екатеринбурге был представленный Вам проект федерального закона об общественном контроле за обеспечением прав детей в организациях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Как нам показалось, этот проект вызвал у Вас интерес. Однако реально никаких движений по данному законопроекту с той поры не произошло.
Второй момент. Разработан федеральный закон об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот. Это в связи с Вашим поручением от 16 марта прошлого года. Здесь речь идет о том, чтобы не только путем выделения дополнительных денег, но и путем подробного законодательного регулирования решить те проблемы по жилью детей-сирот, которые сейчас существуют. Там проблемы, связанные с отъемом жилья, с предоставлением качества жилья и так далее. Так вот, в результате согласования данного проекта в Правительстве и в ГПУ происходит выхолащивание очень важных положений, направленных на защиту жилищных прав детей-сирот. Мы полагаем, что этого допускать нельзя.
Мы просили Вас ускорить внесение и прохождение через Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 292 Гражданского кодекса». Этот проект направлен на защиту выселяемых детей – пользователей жилого помещения, которых мы защищаем от произвола собственников. Проект разработан по поручению Правительства в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня прошлого года, где норма статьи 292 была признана частично неконституционной. Проект согласован со всеми ведомствами, со всеми регионами, поддержан ГПУ. Однако ГПУ сказано, что сейчас будет вноситься блок поправок Президента во все части Гражданского кодекса, и мы этот вопрос будем решать там. Однако, как выясняется, во-первых, в разработанных поправках эта проблема не решается по статье 292, а во-вторых, выясняется, что ГПУ дойдет до этой статьи в лучшем случае в следующем году, а детей продолжают выселять. И поэтому мы просим дать поручение внести в Госдуму подготовленный Минобразования согласованный законопроект.
К сожалению, ничего не сдвинулось и по вопросу ратификации факультативного протокола Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, который был принят 11 лет назад и его ратифицировали 140 государств мира, но не Россия, а также Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации.
Вообще уникальная ситуация, но МВД много лет говорило о том, что прежде чем ратифицировать эти документы, нужно прежде всего привести в соответствие федеральное законодательство. Сейчас позиция МВД такая, что федеральное законодательство готово к ратификации, но ратификация все равно не происходит.
(…..)
И последнее. Совет обращался также с просьбой ускорить принятие проекта федерального закона о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершаемые в отношении несовершеннолетних. Он внесен еще в марте прошлого года в Государственную Думу. Крайне актуальный законопроект. Мы знаем, как увеличивается преступность в этой сфере, большой рецидив. Проект поддержан всеми заинтересованными ведомствами, однако по совершенно необъяснимым причинам он крайне тяжело идет через Госдуму. Постоянно какие-то препятствия. 26 января этого года Госдума приняла его в первом чтении, 1 июня приняла во втором чтении. Все ожидали, что 6 июня пройдет техническое третье чтение. Неожиданно накануне совет Государственной Думы принимает решение на третье чтение его не выносить, потому что якобы должен поступить альтернативный президентский законопроект или законопроект из Правительства. Соответственно, отложено рассмотрение третьего чтения на неопределенный срок.
И несколько общих впечатлений. В Екатеринбурге мы предоставили Вам 13 писем по различным аспектам, связанным с защитой детей и улучшением положения семей с детьми. Эти инициативы рассматривались в Администрации Президента и в Правительстве. К сожалению, никто из членов Совета к работе по рассмотрению наших предложений не привлекался, потому что вообще нет механизма обсуждения предложений Совета с участием членов самого Совета, чтобы мы могли высказывать свои аргументы, доводы и так далее. Прошло пять месяцев, и мы видим, что, к сожалению, большинство наших предложений ушло «в песок». Например, лейтмотив ответа, который пришел из Правительства за подписью Министра Голиковой (огромный ответ, 32 страницы)… Очень много «воды», ничего конкретного, и ответы идут на те вопросы, которые не ставились. Конечно, сегодня мы не предлагаем никаких новых инициатив в этой сфере, потому что просим Вас вернуться к тем предложениям, которые уже вносились по детской проблематике, с тем чтобы их реанимировать и достичь максимально быстрого результата.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.
М.ФЕДОТОВ: Дмитрий Анатольевич, если позволите, маленький комментарий к тому, что сказали Алена Леонидовна и Алексей Иванович.
Вот по поводу вот этой истории с ратификацией, вернее, с присоединением Российской Федерации к факультативному протоколу о правах ребенка и к двум конвенциям Совета Европы о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей, с детской порнографией, детской проституцией и так далее. Так вот об этом шел разговор на заседании Совета еще в апреле 2009 года. И Вы тогда дали поручение Правительству подготовить план действий. Я познакомился с этим документом. Этот план действий существует. По этому плану действий вся работа должна быть завершена в третьем квартале этого года, то есть как бы вот уже сейчас. Но я посмотрел те документы, которые были, так сказать, в самом начале, когда разрабатывался этот план действий, там говорилось: «Наше законодательство не готово к ратификации, не готово к присоединению к этим конвенциям». Сейчас на совещании у Александра Дмитриевича Жукова я читаю протокол совещания, там написано: «Позиция МВД: наше законодательство не требует… в него не надо вносить никаких изменений, оно полностью готово к присоединению к этим конвенциям». Поэтому мне кажется, что сейчас надо просто очень предметно посмотреть, что случится за третий квартал этого года и сможем ли мы сказать, «да, мы полностью готовы к присоединению к этим конвенциям и протоколу», потому что с 2009 года продолжается это, мы ходим просто по кругу.
Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.
(…..)
… Во-первых, коллеги, я вас хотел поблагодарить за то, что вы подготовили серьезные документы, как обычно, и приехали сюда, в Нальчик, для того, чтобы обсуждать их. Я считаю, что это полезно для нашей страны, полезно для меня.
Вне всякого сомнения, мы, естественно, думаем о том, как сделать наше сотрудничество более эффективным. И несмотря на то, что многие из присутствующих говорили о том, что вот это поручение не исполнено, то не исполнено, я считаю, тем не менее, что есть все-таки и вполне позитивные примеры. Во всяком случае, практически все обращения, которые ко мне поступают, так или иначе прорабатываются, что само по себе уже не вредно – и для того, чтобы чиновники понимали, что происходит, и просто для того, чтобы какие-то наиболее сложные проблемы решать.
(…..)
Теперь в отношении изменений в законодательство по делам детей и семьи. Я услышал все, что вы сказали. Я вам прямо скажу, я далеко не со всем согласен из того, что вы предлагаете. Но это уже мой выбор, это не потому, что я считаю, что это вредно, а просто расходятся здесь точки зрения. Я, например, конечно, считаю, что идея службы по делам детей и семьи – не нужная. Потому что чем больше создаешь бюрократических органов, тем хуже. Вот как только новое министерство создаешь – все, считай, что дело запорото. А уж тем более по таким тонким моментам.
Да, должна быть правозащитная деятельность, должен работать уполномоченный по правам ребенка, должен работать уполномоченный по правам человека, должен работать наш Совет, масса других организаций, которые помогают и, на самом деле, делают это абсолютно бескорыстно. Я недавно в Питере был, встречался там с теми неправительственными организациями, которые помогают больным детям. Знаете, разговор не для слабонервных, но очень полезный – и для Президента, и для них, наверное, тоже. Поэтому мне кажется, что лучше заниматься не созданием новых бюрократических структур, а все-таки укреплять правозащитную составляющую и заниматься развитием неправительственных организаций, особенно социально ориентированных.
(…..)
Есть еще тема, которую я тоже заметил для себя – фонд помощи жертвам преступлений. Это хорошая тема, мне кажется. Но вопрос в том, кто будет создавать такой фонд, потому что у нас нет государственной прямой ответственности. И можно ли это сегодня возложить на какие-то общественные структуры, которые будут консолидировать деньги? Во всяком случае, я бы об этом подумал. Главное, просто, чтобы это не превратилось опять же в какие-то коррупционные схемы, которые будут не жертвам помогать, а решать задачи их участников.
Я вернусь к изменениям в Гражданский кодекс, но надеюсь, что вы, коллеги, тоже понимаете (все присутствующие, наверное, как минимум, хотя бы один раз в жизни видели Гражданский кодекс), это огромный документ. И мы сейчас сделаем новую версию этого Гражданского кодекса. И раздергивать на части – неправильно, даже если речь идет о самых социально значимых вопросах. Тем не менее, по 292-й статье – я услышал, я посмотрю, все-таки, какая версия предлагается сейчас Администрацией.
То, что якобы у нас там валяется в Администрации Президента закон о гражданстве и правах иностранных граждан – я попрошу уточнить, что там происходит. Если там формальные вещи какие-то, значит, «вытолкнем».
Официальный сайт Президента РФ