Таймураз Хугаев: «Прокуратура Южной Осетии держит ситуацию под контролем!»



«Задачу по уничтожению Цхинвала грузинские войска практически выполнили. Город разрушен на 70 процентов. На сегодняшний день насчитывается более 3500 пострадавших», – такое заключение дал генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев.

– Мы знаем, что Генеральная прокуратура Южной Осетии активно включилась в работу по сбору доказательств преступлений против гражданского населения республики. Появились первые данные о количестве погибших – 1692 человека. На чем основываются эти цифры?

Таймураз Хугаев: Как вам известно, прокуратура республики Южная Осетия вела активную работу по расследованию данного дела уже с 12 августа. Было возбуждено уголовное дело по факту геноцида. Аналогичное дело было возбуждено Следственным Комитетом при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, сотрудники которого работали вместе с нами. Мы оказывали содействие российским коллегам, многие следственные действия велись параллельно. Мы собирали сведения о погибших путем опроса населения и глав администраций населенных пунктов. Работа была затруднена тем, что большая часть населения покинула республику. 37 тысяч человек оставили Южную Осетию, это, практически, половина населения. Вследствие этого отсутствовала возможность владеть информацией в полном объеме.

На сегодняшний день, благодаря различным источникам, нами составлен предварительный список погибших, в нем 1692 человека. Но, так как следствие обязано располагать точными цифрами, то параллельно мы продолжаем проводить работу по обнаружению и опознанию наших граждан, убитых во время этой агрессии. Практически все захоронения проводились несанкционированно из-за военных действий, много погибших было вывезено в Российскую Федерацию. Захоронения проводились, в том числе, в разных населенных пунктах Северной Осетии и даже населенных пунктах Южного административного округа России. Сейчас идет работа по установлению мест захоронений. Нами было обнаружено порядка 250 могил на территории Южной Осетии. В связи с этим, был проведен ряд необходимых действий: назначены судебно медицинские экспертизы, совершены перезахоронения с участием родственников. В настоящее время ведется дальнейшая работа. Эта цифра – 1692 человека не окончательна. К счастью, сейчас идет тенденция к уменьшению количества жертв. Буквально вчера выяснилось, что 2 человека из списка погибших, живы. Люди были взяты в заложники грузинской стороной. Благодаря Томасу Хаммарбергу, комиссару совета Европы по правам человека, эти люди нам были переданы  в населенном пункте Каролети Галийского района Грузии.

– По каким статьям Уголовного кодекса возбуждены уголовные дела?

Нами были возбуждены уголовные дела по ст. 105. ч. 2 УК РФ  и по ст. 357 «Геноцид». В виду постоянно растущего количества новых доказательств, увеличивается количество обвинений. Поэтому добавляются такие сопутствующие статьи как «Нанесение тяжких телесных повреждений», «Похищение людей», «Умышленное уничтожение имущества».
 
– Какое количество жителей Цхинвала и Южной Осетии на сегодняшний день находятся в заложниках? Есть ли какие то данные на этот счет?

– Фактически, в заложниках находятся не только те люди, которые были захвачены после 7 августа и вывезены в Грузию, но и также такие жители, в отношении которых предпринимались различные провокации, фабриковались уголовные дела. С этой категорией граждан мы так же работаем. Четырех нам удалось освободить вчера. С грузинской стороны всю инициативу на себя взял председатель комитета по обороне и безопасности  Таргамадзе. Все контакты осуществляются через него.

– Татьяна Локшина из Human Rights Watch заявляла, что в Цхинвале всего 40 трупов. Как вы прокомментируете её высказывания, откуда, на Ваш взгляд, она брала такие цифры?

– Это передергивание фактов. По всей видимости, она обратилась в городской морг. 40 человек – это цифра погибших, которые находились в городском морге. Также на тот момент там было около 257 раненых. Видимо, ей неизвестно, что городская больница тогда функционировала в полуразрушенном состоянии и находилась под постоянным обстрелом. Фактически никто в морг тела не вывозил, их хоронили прямо около дорог. Трупы присыпали землей и ветками, кто-то хоронил родственников даже в огородах. Самое главное на тот момент для людей было хотя бы временно присыпать трупы землей. В первые же дни десятки захоронений обнаружили вдоль дорог, где расстреливали беженцев – это в населенных пунктах Тбет, Зар и вообще вдоль всей объездной дороги. Что касается Локшиной, то мне неизвестно, находился ли в Южной Осетии, вообще, данный человек. К официальным властям она не обращалась, в прокуратуру никаких запросов ни от кого не поступало….