Власть для народа



В последнее время наше общество все активнее обвиняет силовиков и чиновников в равнодушии к жертвам преступности. По данным МВД, в год около 18 миллионов граждан нашей страны становятся жертвами преступлений. Как правило, потерпевший не получает ничего даже в том случае, если суд на его стороне. В Кемеровской области пошли по другому пути, и помогают жертвам преступности по европейским стандартам.

Потерпевшие терпят!

Та же статистика гласит, что доля граждан, подвергшихся преступным посягательствам, но не обратившихся за помощью в милицию, на протяжении последних трех лет продолжает оставаться неизменной и находится в интервале 44-45 процентов. По данным ГУ «ВНИИ МВД России», эта цифра составляет 60 процентов. Основной мотив нежелания обращаться за помощью к госструктурам, как указывают 38 процентов пострадавших от преступлений граждан, – отсутствие веры в реальную помощь.

И все же нельзя безапелляционно обвинять силовиков в бездушии или бездействии. Ведь основная проблема в том, что забота о судьбе потерпевших просто-напросто не входит в компетенцию как правоохранительных структур, так исполнительной власти. Веское слово в сложившейся ситуации уже давно было бы необходимо  сказать судебной системе. Ведь материальная и моральная компенсация вреда потерпевшему предусмотрена законодательством нашей страны.

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» вступил в силу в начале 2005 года. В УПК РФ (Уголовно-процессуальный кодекс) есть статья 42, которая гласит, что человек, потерпевший от преступления, имеет полное право на возмещение причиненного ему вреда. Согласно Закону, потерпевший весь период поиска и вынесения наказания преступнику должен находиться под государственной защитой от любых покушений на жизнь и здоровье его и его близких. Согласно закону, преступник должен выплатить жертве полную компенсацию материального и морального ущерба.

Закон хороший, признают эксперты, вот только не работает. Судебные процессы тянутся годами. У жертвы нет никакой гарантии, что суд определит к выплате в качестве компенсации соразмерную физическим и психологическим травмам денежную сумму. Результат один – преступник оказывается «безденежным» и никаких выплат не делает, потерпевший – беззащитен и продолжают безвинно страдать.

Как это должно быть

Неужели все настолько несправедливо и ситуацию нельзя исправить? Пока государственные деятели на федеральном уровне решают, в какую сторону и каким образом изменять законодательство страны, в регионах происходят поистине революционные преобразования.

Настоящим открытием для правозащитников и правоохранительных структур стал опыт работы с потерпевшими в Кемеровской области. Администрация региона  поделилась им с членами Общественного совета при МВД России на выездном заседании в Кемерово, которое 19 марта провел министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.

Пока чиновники в столице обсуждают, каким образом заставить преступников своевременно выплачивать жертвам полноценные компенсации морального и материального вреда, в Кемеровской области уже несколько лет работает программа адресной государственной материальной поддержки потерпевших. Распоряжение администрации датируется июнем 2003 года. В течение вот уже пяти лет жители региона, ставшие потерпевшими, получают реальную помощь от местных властей. И помощь эта оказывается до суда, в течении 3-5 дней после того, как преступление имело место. Тогда, когда человеку больше всего требуются средства – на лекарства, лечение, восстановление. В частности, государственную помощь стабильно получают малоимущие и малозащищенные категории граждан – пенсионеры, инвалиды и несовершеннолетние.

Примечательно, что основанием  для оказания матпомощи служит не только заявление самого гражданина об оказании экстренной адресной материальной помощи, но и информация из оперативной сводки ГУВД Кемеровской области, которая вполне может это заявление заменить. Принцип работы следующий. Документы (заявление, копия протокола о возбуждении уголовного дела) регистрируются в управлении по работе с обращениями граждан, а затем передаются в организационно-территориальный департамент для дальнейшего оформления и внесения предложений Губернатору области. Сотрудники организационно-территориального департамента совместно с органами местного самоуправления готовят акт обследования материального положения пострадавших граждан и предложения об отказе или необходимости оказания адресной материальной помощи, а также о ее размере. Все документы рассматриваются губернатором области Аманом Тулеевым, который принимает решение в каждом конкретном случае.

Если губернатор в командировке и т.п., то решение принимает его заместитель, руководитель аппарата администрации области или управляющий делами администрации области. Подписанные  документы на оказание экстренной адресной материальной помощи направляются в финансово-экономическое управление, где, собственно, и происходит ее выдача. Вся информация о принятых решениях и их исполнении сообщается в управление по работе с обращениями граждан и вносится в специальную электронную базу данных.

По кемеровскому счету…

Что самое интересное, казалось бы, длинный бюрократический путь, который проходят бумаги от милиции до финансово-экономического отдела администрации области, на самом деле составляет 3-5 дней. В течение одной недели после совершения преступления, человек, ставший его жертвой может получить материальную компенсацию из госбюджета от 3 до 30 тыс. рублей. Аман Тулеев не скрывает, что внедрение и реализация программы потребовала мужества. Чиновники не без оснований опасались, что лже-потерпевшие будут заранее договариваться с лже-преступниками и тогда правоохранительные органы захлестнет вал фальшивых заявлений. Однако, практика показала, что к подобным авантюрам жители Кемеровской области не склонны. А вот 3,5 тысячи человек, кому за эти годы действительно потребовалась поддержка, получили реальную помощь в общей сложности на 35 млн. рублей.

Среди них, например, пенсионер 1927 года рождения, у которого в подъезде собственного дома неизвестные, угрожая жестокой расправой, открыто похитили пенсию. Департамент административных органов администрации области направил губернатору ходатайство об оказании помощи. В результате пострадавшему была оказана поддержка в размере 10 тысяч рублей. Студентка Колледжа культуры и искусств, оказавшаяся потерпевшей в результате ДТП, в котором погибла ее мать, получила материальную помощь в размере 34483 рублей.

Самостоятельная, четко организованная, а самое главное, чуткая работа администрации Кемеровской области не могла не остаться незамеченной правозащитниками, членами Общественного совета при МВД РФ. Лидер правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина не скрывает своего восхищения такой инициативой: «Мы ходим по разным инстанциям и ставим в пример Германию, Англию, Чехию. Теперь мы не будем говорить о Европе, мы будем приводить в пример Кемеровскую область. Это действительно редкий и ценный пример государственного мышления».