Защита детей от насилия – задача государства и общества



«Государство заинтересовано в создании сети общественных центров по оказанию помощи детям, ставшими  жертвами насилия», – заявил заместитель начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Михаил Островский. 24 июня в Общественной палате РФ состоялся «круглый стол», в ходе которого представители Администрации Президента РФ и общественные деятели обсудили перспективы и механизмы создания подобных структур. В ближайшее время прозвучавшие предложения представителей НКО будут систематизированы и переданы чиновникам для реализации конкретной программы.

Целый ряд системоопределяющих, в том числе законодательных инициатив Президента РФ Дмитрия Медведева связан с социальной политикой государства. Как мы знаем, эти преобразования касаются пенсионной реформы, повышения уровня жизни граждан России, улучшения демографической ситуации в стране. В концепции государственной политики, в этой связи, тема безопасности подрастающего поколения приобретает совершенно новое значение.

Время бросает российскому обществу весьма жесткие вызовы: растет число преступлений, совершенных, как в отношении несовершеннолетних, так и самими подростками, ребенок уже не может чувствовать себя в безопасности даже в школе и дома. Очевидно, что органы власти не способны самостоятельно, без поддержки общественных институтов качественно изменить ситуацию с защитой детей от насилия. Государство понимает это и намерено серьезно пересмотреть подходы к решению данной проблемы.

24 июня в Общественной палате РФ проблемы защиты детей от насилия обсуждались в рамках конкретного предложения-идеи, которую озвучил заместитель начальника Управления Президента РФ по внутренней политике Михаил Островский. «Мы хотели бы, проведя серию встреч с общественными деятелями, выработать совместное понимание того, что государству сегодня необходимо сделать для борьбы с насилием в отношении детей, – заявил он, обращаясь к представителям НКО. – Как нам кажется, в каждом регионе есть необходимость в создании общественных центров по контролю за противодействием и профилактикой насилия над детьми. Государственную поддержку получат, в первую очередь, центры, которые занимаются данной темой. Сегодня то, что зависит от государства, делается в данной сфере не в полной мере, поэтому я хочу призвать вас к активному сотрудничеству для выработки совместной позиции и решений».

Идея создания базовой социальной сети, которая бы занималась защитой детей от насилия, во многих странах была реализована еще несколько десятилетий назад. Так, в США существует несколько подобных социальных сетей, которые уполномочены Конгрессом и Минюстом США, при этом работают на правительственные гранты. Американцы считают, что чиновник не может работать с такой же самоотдачей, с какой относятся к делу сотрудники социальных и благотворительных организаций.

«Сегодня, когда есть активное желание президента решать накопившиеся сложные вопросы с защитой детей, когда есть возможность получить материальную поддержку социально значимым проектам, у нас есть все основания попробовать в федеральных округах, регионах сформировать на той или иной базе подобные общественные центры, – заявила лидер правозащитного движения «Сопротивлении» Ольга Костина. – Это должен быть действенный механизм по оказанию помощи в конкретных ситуациях на местах – в розыске пропавших детей, в сопровождении и реабилитацией травмированного ребенка, вплоть до контроля и системного отслеживания ситуации насилия над детьми в стране. Граждане должны знать, как центр выглядит, где он находится, к кому обратиться. Я думаю, мы вполне можем добиться поставленной цели, поскольку у общественных деятелей разногласий нет. Нам необходимо просто понять, как это лучше сделать».

Защита детей от насилия - задача государства и обществаРеализация подобного проекта задача, безусловно, не тривиальная.  Председатель правления общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшуллер, назвав проект общественных центров замечательным, между тем отметил, что работа над ним может проходить только в постоянном тесном взаимодействии с общественными структурами. «Существует проект Положения об общественном контроле в регионах Российской Федерации, в котором написано, что такая структура создается прямым решением главы региона, – заметил правозащитник. – Если мы хотим, чтобы возникли подобные общественные центры – они тоже должны возникнуть, как социальный заказ государства, иметь техническую и материальную поддержку».

Руководитель организации «Право ребенка на семью» Светлана Пронина считает, что необходимо восстановить «карантинные» отделения при детских домах и приютах. Дело в том, что сегодня ребенок, который, например, подвергается насилию в семье, либо ушел из дома даже не может самостоятельно обратиться в детский дом и найти там временное прибежище. Подростка в социальное учреждение может определить только милиция, после соответствующих выяснений обстоятельств, за время которых никто не защищает его от давления, издевательств и унижения со стороны насильника.

Специалисты-практики считают государственную систему защиты детей малоэффективной и неповоротливой. «У госорганов нет ресурсов по оказанию подростку экстренной помощи», – отметила эксперт благотворительного Фонда по работе с детьми группы социального риска Ирина Анисимова. «Монополизация социальной сферы государством настолько велика, что общественным организациям заниматься социальной деятельностью просто невозможно», – заявила Светлана Пронина. «Аналитические материалы милиции и прокуратуры в отношении насилия над детьми должны быть доступны всем гражданам – это позволит иметь четкое представление о состоянии дел и активизирует общество! – уверен директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН» Евгений Цымбал. – Имеет смысл провести пилотный проект в нескольких регионах по организации работы психологов и соцработников, которые бы оказывали помощь пострадавшим, консультировали по вопросам насилия в семье прямо в отделениях милиции».

Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области Людмила Тропина скептически относится к созданию новых общественных организаций. «Нам нужно исполнять то законодательство, которое существует, – заявила она. – Не надо забывать про Комиссии по делам несовершеннолетних, которые являются координирующим органом. Вот, если не работает комиссия, то чиновников нужно привлекать к уголовной ответственности».

Между тем, как показывает практика, деятельность общественных социально ориентированных организаций крайне востребована. Одна из таких служб – «телефоны доверия», которые, по мнению психолога социально-реабилитационного центра «Преодоление» г. Реутова Веры Шилобоковой – необходимые, мощные службы. За полгода в центр «Преодоление» поступило 1355 обращений, а это значит, что далеко не во всех ситуациях комиссии по делам несовершеннолетних справляются со своими обязанностями.

Как отмечают эксперты, в частности член Общественной палаты Олег Зыков, российские региональные организации за последние несколько лет значительно продвинулись в вопросах социальной защиты. Специалистам необходима «питательная» среда, которая позволила бы эффективно развиваться. Как показывает практика, государство готово решать наболевшие проблемы совместно с обществом, вот только достижение цели – процесс долгий и кропотливый. «Самое тяжелое – это форма решения социальной профилактики насилия над детьми и реабилитации жертв, – был вынужден признать правозащитник Валентин Гефтер. – Этот фактор потребует тщательного продумывания всей системы оказания помощи детям, пережившим насилие».

«Я рада, что мы пусть медленно, но верно начали двигаться  к принятию конкретных решений, – завершая дискуссию, заявила Ольга Костина. – Это не последняя наша встреча в подобном формате. Мы обязательно проведем выездные консультации с региональными НКО, потому что на месте многие вещи становятся очевидными, а это позволит принять нам правильные решения».