Матвей Гончаров: «Почему так важна психологическая поддержка?»



alttext

Исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвей Гончаров

Исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвей Гончаров считает, что разработка и реализация системы полноценной психологической и психотерапевтической помощи для пострадавших разных категорий должна стать одним из приоритетов работы Правительства РФ.

Матвей Гончаров, исполнительный директор ФПП:

Государственные и общественные институты, признавая необходимость и важность психологической поддержки граждан, особенно отдельных категорий, отмечают проблемы и стоящие задачи в этой сфере, но по-разному оценивают перспективы их решения.

Так, группой депутатов Государственной Думы был внесен проект федерального закона № 253352-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах», которым предлагается распространить механизм проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих на ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов и членов семей военнослужащих, погибших в ходе боевых действий.

В официальном отзыве на законопроект Правительство Российской Федерации отмечает, что всесторонне поддерживает инициативы, направленные на обеспечение надлежащего уровня социальной защиты ветеранов, но данное предложение считает избыточным в силу существующего порядка оказания психологической помощи нуждающимся категориям.

Однако в законодательстве нет упоминаний об оказании необходимой психологической или психотерапевтической помощи демобилизованным гражданам, на что также направлен законопроект. Конечно, медицинские льготы положены ветеранам боевых действий, но после выхода на пенсию или по инвалидности (статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), а также они имеют право бесплатно пройти к врачу вне очереди.

Действующий на сегодняшний день порядок предоставления бесплатной психологической помощи относит ветеранов и инвалидов боевых действий к гражданам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». И в Правительстве Российской Федерации полагают достаточным бесплатные телефоны доверия, а также получение ветеранами и инвалидами боевых действий экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей. Но достаточно ли?

Конечно, сейчас различные группы или сообщества психологов, психотерапевтов работают волонтерами и оказывают помощь, организуют различные группы поддержки в социальных сетях или работают на бесплатных горячих линиях. Но, как мы писали ранее, этого недостаточно, тем более в современных реалиях.

На практике получить своевременную и квалифицированную адресную психолого-психотерапевтическую помощь, а также реабилитацию, весьма непросто, поскольку в основном психологическая и психотерапевтическая помощь оказывается гражданам на платной основе.

При этом высококвалифицированная бесплатная помощь в России существует при военных госпиталях, где работают профессиональные центры реабилитации, где военные психологи и психотерапевты оказывают бесплатные специализированные услуги, но доступные ограниченному контингенту военнослужащих.

Получается, что ветераны, члены семей погибших (умерших) ветеранов и членов семей военнослужащих, погибших в ходе боевых действий, также как и потерпевшие от общеуголовных тяжких и особо тяжких преступлений, не только военных, не могут рассчитывать на своевременную и адресную психологическую и/или психотерапевтическую помощь и реабилитацию, т.е. нужную конкретному человеку, находящемуся в конкретной психотравмирующей ситуации.

На данном этапе, ввиду отсутствия государственной системы медико-психологической реабилитации, большинство из них могут рассчитывать только на диагностирование кризисных состояний. Пострадавшим может оказываться экстренная помощь в первые дни. В последующем, в большинстве случаев, их психологическим сопровождением и реабилитацией никто заниматься не будет, либо эти услуги будут малодоступными или платными.

Специалисты отмечают, что если не принять своевременные специальные психологические и/или психотерапевтические, медицинские меры по восстановлению травмированной, деформированной психики, в первую очередь у демобилизованных, не осуществить их психологическую реабилитацию, то это приведет к хроническому течению полученных расстройств и к утере психофизического здоровья.

Сложность и тяжесть реинтеграции человека в общество – это известный факт и от того, насколько будет успешным данный процесс, зависит не только общий уровень жизни, но и безопасность в обществе, а также уровень преступности, домашнего насилия, алкоголизма и здоровье общества в целом.

Поэтому работа по преодолению травмы, нормализации процессов социального включения и адаптации, преодолению пострадавшими посттравматического стрессового расстройства и разрешению существующих в этой сфере проблем является очень важной частью психологической реабилитации не только для самих пострадавших, но и для общества в целом.

Развитие и повышение доступности психотерапии и других форм психологической помощи – неотъемлемая составляющая системы охраны психического здоровья и условие здорового психологического климата всего общества.

Конечно, разработать с нуля комплексную систему полноценной психологической и психотерапевтической помощи для пострадавших – это непросто, потребуются изменения в законодательство и в подзаконные нормативные правовое акты, но сделать это необходимо.

ФПП