- 20.01.2021
Матвей Гончаров: «Создание системы пробации в России вполне реально»
Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений
Информационный портал «Момент истины» опубликовал авторский материал исполнительного директора Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвея Гончарова.
Матвей Гончаров
На официальном стайте Минюста России появилась интересная информация (https://minjust.gov.ru/ru/events/48299/) о том, что Счетная палата России провела Стратегический аудит государственной программы «Юстиция» (2013 — 2020 годы).
И сейчас Минюст России занимается переработкой государственной программы «Юстиция» с учетом позиции Счетной палаты.
Примечательно то, что в числе других рекомендаций Счетная палата обратила внимание на необходимость скорейшего утверждения новой Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также формирования службы пробации. Минюст России в свою очередь отметил, что ведомство совместно с ФСИН России готовит проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, которым, в том числе, предусматривается разработка законопроекта «О системе пробации в Российской Федерации» — крайне важного и ожидаемого документа для всей пенитенциарной системы России.
Отмечу, что еще в еще в 2011 году межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, были подготовлены проекты федеральных законов «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций ее осуществляющих». Планировалось, что указанные законопроекты будут внесены в Государственную Думу Российской Федерации Президентом Российской Федерации. Однако из-за проблем с одновременным созданием системы пробации на всей территории Российской Федерации, в том числе, ввиду необходимости дополнительных бюджетных средств, дальнейшее продвижение указанных законопроектов было приостановлено.
Затем в 2015 году в рамках исполнения указания Президента России № Пр-870 и совместного распоряжения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ФСИН России была образована рабочая группа по созданию службы пробации в Российской Федерации, которой был подготовлен законопроект «О пробации в Российской Федерации».
Законопроектом предполагалось создать службу пробации в составе ФСИН России на основе уголовно-исполнительных инспекций. Далее к учреждениям и организациям, осуществляющим пробацию, предлагалось отнести организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, и государственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан. Также предусматривалось привлечение к осуществлению пробации муниципальных учреждений, а также профильных коммерческих и некоммерческих организаций социального обслуживания.
На ФСИН России предполагалось возложить функции пробации по содействию в социальной реабилитации и социальной адаптации лиц, по обеспечению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы и по обеспечению досудебной пробации. Однако на реализацию данного законопроекта требовался значительный объем финансирования, которое не было поддержано Минфином.
При этом деятельность службы пробации по отношению к сопровождаемому лицу, согласно мировой практике, заключается в адекватной социализации или ресоциализации такого лица на различных этапах судебного процесса, в ходе отбывания наказания, не связанного с лишением свободы и после отбывания наказания в виде лишения свободы, а также в обеспечении надлежащего контроля над поведением указанного лица.
Полагаю, что создание системы пробации в России вполне реально. Тем более, что программа при грамотном экспертном подходе к ее созданию и выполнению, обеспечит реализацию основных целей уголовного наказания — исправление осужденных, недопущение совершения осужденными и иными лицами новых преступлений (т. е. — сокращение преступности) и восстановление социальной справедливости, как реализацию одного из ключевых принципов уголовного правосудия, имеющего принципиальное значение и для потерпевшей стороны.