Не экономьте на пожарной безопасности



alttext

Павел Огай, член президиума Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01»

Ежегодно от пожаров в России погибает около 10 тысяч человек. Как обезопасить себя, свою жизнь, свой бизнес? Гость студии программы «Право на защиту» Радио России член президиума Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01» Павел Огай ответил на эти и другие вопросы.

Ильмира Маликова: Здравствуйте. У микрофона Ильмира Маликова. Ежегодно от пожаров в России погибает около 10 тысяч человек. По основному показателю уровня безопасности и индивидуальному пожарному риску погибших в год на 1 млн. жителей Россия уступает развитым странам Запада на порядок – от 8 до 16 раз. Практически в 10 раз пожарный риск в нашей стране выше, чем в других странах. 10000 человек в год уходят из жизни не только по собственной вине, как иногда бывает. Причин этих множество. Сегодня программа «Право на защиту» посвящена пожарной безопасности в России. Как обезопасить себя, свою жизнь, бизнес, как сделать эту сферу нашей жизни более прозрачной для всех? В студии Радио России у нас сегодня Павел Огай – член президиума Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01». Здравствуйте, Павел.

Павел Огай: Здравствуйте.

Ильмира Маликова:  Цифры поражают своей величиной, потому что 10000 человек в год для населения 140 млн. – это ощутимая убыль населения. Абсолютная безграмотность населения – такая тёмная сторона нашей жизни. Мы абсолютно не понимаем, какие «продукты» есть на рынке, как выбрать хороший, как его проверить, как знать, что средства пожарной безопасности сработают в нужное время. По данным Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01» на сегодняшний день более половины пожарно-спасательной продукции, которая реализуется в России, является фальсифицированной. Общий объём «серого» рынка составляет сейчас 100 млрд. рублей.

Павел Огай: Цифры, конечно, позорные, но этому есть и объяснения. 90% из 10000 человек погибают в собственном жилье.

Ильмира Маликова: Т.е. 9000 из 10000 погибают у себя дома.

Павел Огай: Да. У людей не хватает грамотности. Есть русская пословица: «Огонь – судья беспечности людской». Три основные причины гибели людей. Неосторожное обращение с огнём, неисправная проводка, приборы и неисправной печное, газовое отопление. Что касается фальсификата, то его очень много. Можно привести пример с огнетушителями. По данным Ассоциации, если 3-4 года назад почти половина огнетушителей не соответствовала основному показателю «тушащая» способность действующим нормативам, то на прошлой неделе я купил огнетушитель заряженный песком. Сейчас расследуется случай увечий и смерти людей от взорвавшихся огнетушителей.  Порошок вызывал химическую реакцию между щёлочью и кислотой, которая в нём присутствовала, выделялся газ, давление повышалось, в результате взрыва появлялись тяжёлые последствия. 4-5 лет назад у нас был выбор купить огнетушитель получше-похуже по огнетушащей способности, то сейчас выбор – купить бесполезный или по просто опасный.

Ильмира Маликова: Павел Огай – член президиума Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01» сегодня гость нашей программы. Что это за организация? Вы лоббирующая организация на самом деле, потому что самая дешёвая продукция у нас китайская и вы, может быть, хотите освободить российский рынок от конкурентов для того, чтобы производители нашей продукции выдвинулись на этот рынок. Так ли это?

Павел Огай: Отвечу просто. Я 15 лет езжу на международные выставки. Раз в 5 лет проходит огромная выставка «Интершус». Это как 10 наших Крокусов. Там производителей из России можно сосчитать по пальцам на одной руке. Ассоциация была образована производителями, в первую очередь, средств пожаротушения, индивидуальной защиты и т.д., теми, кому не безразлично, что выпускается и продаётся.

Ильмира Маликова: 80% рынка, действительно, контрафактная продукция.

Павел Огай: Потребитель не знает, что внутри огнетушителя. Можно всю страну увешать игрушками, покрашенными в красный цвет, но количество погибших от этого не изменится. Каждый гражданин имеет право рассчитывать на то, что он купил, то его и защитит. Поскольку в этом уверенности нет, то право нарушено. К кому можно обратиться, чтобы вас научили пользоваться огнетушителем? Какая есть организация, чтобы проверили качество огнетушащего вещества? Таких организаций и услуг нет. Везде идут коммерческие конкурсы. Покупается продукция, которая дешевле. В прошлом году проблема с качеством огнетушителей озвучивалась на конференции пожарной индустрии в РСПП. Были представители Газпрома. Я поинтересовался – наверно, у них контроль-то есть.  Они огорчённо заявили, что ситуация ещё хуже. На самом деле ситуация безнаказанности носит вопиющий характер. Все мы знаем крупные случаи трагедий, пожаров. Мы понимаем, что большой сектор, который выпускает такой спектр противопожарной продукции, мы ни разу не можем вспомнить, чтобы кто-то из производителей был привлечён хоть к минимальной ответственности за какие-либо нарушения, связанные с качеством продукции. Один из руководителей испытательной пожарной лаборатории прямо сказал, что в акте о пожарах, который составляется по результатам всех случаев, указывается и место пожара, и причина, но, кроме этого, работала ли защитная система или нет. Возможностей привлечь к ответственности производителя, который поставил недоброкачественную продукцию, на сегодняшний день, нет. Даже когда следователи приходят к изготовителю и требуют предъявить образец для сличения, то они пишут отказ. Платят административный штраф 15 тысяч рублей и дело закрыто.

Ильмира Маликова: Павел Огай – член президиума Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01» сегодня гость нашей программы. Напомним, что показатель пожарного риска в России составляет около 70 погибших в год на 1 млн. россиян. Если сравнивать с США – это в 7 раз выше. При этом наш рынок наполнен контрафактами. У нас же есть многочисленные проверки, где граждан и организации всё время заставляют пополнять фонд противопожарных устройств. Во многих квартирах висят пожарные датчики. Во многих садоводческих товариществах условия противопожарной безопасности такой бич. Многие СНТ ежегодно штрафуются в районе 50 тыс. рублей, потому что багор, ведро, бесполезный зимой пруд отсутствуют. Что с этим-то делать?

Павел Огай: Есть пожарные нормативы. Что, где и сколько должно находиться. Наверное, вёдра и бочки с водой анахронизм, от которого давно пора отказаться. Нормативы надо делать более современными. Но вот наши нормативы относятся к административным и общественным зданиям. К жилью, кроме датчика, о котором вы говорили, ничего и нет. Внимание к нормативам, которые должны действовать к жилью, приводят к отсталой ситуации. Мало кто из слушателей знает про то, что есть такие газо-дымозащитные капюшоны или фильтрующие противогазы – маска с фильтрами, похожими на противогаз. В случае пожара вы можете их одеть и не менее получаса ориентироваться в задымлённой лестнице. Покинуть помещение, спасти себе жизнь. Мало кто представляет, что можно пользоваться огнетушителем. Недавно знакомые мне показали марлевую повязку, которую их ребёнку в классе поручили принести на урок по пожарной безопасности. Вы представляете, что дети будут думать, что ничего кроме марлевой повязки не существует. Нужно всё, что связано с обучением людей мерам и средствам безопасности перевести на другую основу. Государству очень выгодно об этом позаботиться, потому что слишком чрезмерных мер, нет.

Ильмира Маликова:  Павел Огай – член президиума Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01» сегодня гость нашей программы. Многие лётчики говорят, что все законы авиации написаны человеческими жизнями. Человеческими жизнями написаны все примеры и случаи с пожарами… У нас огнетушители, по нормативам, где только не нужны. У меня пожарная сигнализация в квартире. Если она сработает, я должна воспользоваться огнетушителем. Огнетушители рекомендуется иметь дома, в квартире, на даче, в машине. Вы сказали, что никто не учит пользоваться. Я, имея, в машине огнетушитель, понятия не имею, что с ним делать.

Павел Огай: Ежегодно в России сгорает 30 тысяч автомобилей. Погибает несколько сотен автолюбителей. В интернете много видео, на которых сгоревшая машина, а рядом полтора десятка использованных огнетушителей. Потребители даже не представляют, что  можно взять и пожаловаться на неисправные огнетушители. Страховые компании могли бы предъявить регрессные иски продукции, которая не обеспечила безопасность. Средствами, действительно, никто не учит пользоваться. Всё начинается в школе, где нет обучения. Беспокоит незащищённость бюджетных организаций. Чем дешевле огнетушитель, тем больше у него шансов попасть в эксплуатацию в бюджетное учреждение: детские сады, школы, больницы, армия, флот, МВД. Все помнят, когда в 2008 году атомная подводная лодка «Нерпа»  погибла и вместе с ней 20 человек, когда в систему пожаротушения вместе с безопасным газовым веществом было залито отравляющее вещество – тетрохлорэтилен. По всей видимости, причиной была экономия около 5 млн. рублей. Государство потратило почти 2 млрд. рублей на восстановление лодки и погибло 20 человек. Никто не был привлечён к ответственности. В первую очередь, необходимо наладить систему контроля за огнетушащими веществами. Отсутствие информированности населения привело к тому, что оснащение населения, частных домов практически отсутствует. Все знают известные бренды электротехники, а кто знает хоть один бренд огнетушителя? Средство должно быть функциональным, безопасным, потом уже говорят о ценах.

Ильмира Маликова: А как там проверяют?

Павел Огай: Приходим на западную выставку. Она уставлена испытательными стендами. В специальных газовых камерах можно проверить газо-дымозащитный комплект или фильтрующий противогаз, который может применить обычный человек. Там очень многое ставится на проверку, на демонстрацию возможностей, а не на доверие тому, что написали на бумажке, что это очень хорошее средство.

Ильмира Маликова: Но на выставку российские производители тоже могут найти средства. А в реальной жизни, как проверить?

Павел Огай: На прошлой неделе я разговаривал с производителями огнетушащих порошков. Они мне открыто заявили, что в сертификационных центрах нет химической лаборатории. Как же они допускают – по внешнему виду? Мне говорят – мы не знаем. При этом химической лаборатории нет. Есть методы контроля, но они не используются, а надо, чтобы использовались. Самое главное безобразие с выдачей сертификатов. Это нужно прекращать. У производителей огнетушащей продукции  только одна проблема – тех, кто выдаёт сертификаты значительно больше, чем самих производителей.  Все мои коллеги по Ассоциации производителей обеспокоены тем, что та красная линия качества, которая отделяет продукт функциональный от продукта, который бесполезен – она пройдена. Это особенно явно выделяется в качестве огнетушащих компонентов. Пожаловаться в нашей стране на огнетушитель невозможно.

Ильмира Маликова: Напоминаю, Павел Огай – член президиума Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01» сегодня гость нашей программы. Наша чиновничья запретительная реальность заключается в том, что у нас очень много контролирующих органов. Если нас вдруг оштрафовали на дороге, то мы до запятой будем разбираться, пересёк ли кто-нибудь линию, что касается выпуска на рынок противопожарной продукции, что получается, один пункт?

Павел Огай: Создана правительственная комиссия по борьбе с фальсификацией средств пожарной защиты. Правительство занимается этим вопросом. Вы правильно сказали про правила дорожного движения. ГИБДД обеспечивает порядок на дороге. Очень много схожего с пожарной безопасностью зданий. Это тоже технический вопрос. Он сложнее.

Ильмира Маликова: Есть ресурсы и для противопожарной безопасности. Нормативную базу надо как-то подгонять к этому.

Павел Огай: Раз 9 из 10 человек гибнет в жилье, то и развивать противопожарную базу по защите жилья сам бог велел. На сайте МЧС есть среднее время обслуживания вызова. В сельской местности и городской разница около получаса. Мы понимаем, что за полчаса может сгореть всё. Если риск погибнуть внутри Москвы, как в Европе, за МКАДом в 2 раза выше, то в Тверской области он в 10 раза выше. В автомобиле мы, согласно правилам дорожного движения, обязаны иметь огнетушитель. Дословно – не менее 2 литров. Когда наши люди задумаются о том, что, возможно, в 100 км. от города это будет единственное, что может потушить себя или близких, то это будет другое отношение.

Ильмира Маликова: У нас огнетушитель для ГИБДД, а не для себя.

Павел Огай: У нас как – горит машина – другие пролетают мимо. Они просто не представляют, как они могут помочь. Огнетушитель то, может, и есть, но купили они его не для себя, а для ГИБДД. Пользоваться они им не умеют. Чем они помогут? Единственное спасение – дальнобойщики. Они корпоративно объединены.

Ильмира Маликова: Наши слушатели звонят. Требуют закон об обязательной проверке электросетей в квартирах. Много звонков. Все требуют проверок электропроводки. Но при этом , все пишут, что вызов мастера очень дорог.

Павел Огай: Не надо забывать, что водой тушить электропроводку нельзя. 30% пожаров перегрузка или неисправность электропроводки. Проверка её исправности такой же тяжёлый вопрос, который требует усилий государства и с точки зрения финансирования и разложения по полочкам, как правила дорожного движения. Это кропотлива трудоёмкая работа. Сколько ещё в России ветхого жилья осталось. Все мы любим, чтобы был порядок. Когда говорят, что пожарные кошмарят бизнес, я с этим не согласен. Сотрудники ГИБДД , получается, кошмарят дорожное движение? Пожарный смотрит за порядком в здании. Иначе мы все друг друга сожгём. Такие штампы подавляют престиж профессии. Действительно, нужно много работать, чтобы вводились средства объективного контроля. Административный кодекс проанализировать. Там, дай бог ,13 пунктов найдется, предусматривающих ответственность. Выписывается штраф, а какой величины вы совершили нарушение – никого не интересует. Много работы ещё и производителям и государству.

Ильмира Маликова: Ещё вопрос. Сгорела застрахованная квартира, только что отремонтированная, с новой проводкой, к сожалению мастера не могут рассчитывать правильное напряжение. Могу сказать, что это личная ответственность перед собой, потому что мы все понимаем, что обезопасить себя можно тем, что не делать дешёвого ремонта – сэкономьте на обоях, но не экономьте на проводке.

Павел Огай: Могу добавить. Не покупайте огнетушители для ГИБДД. Отнеситесь к этим покупкам так же ответственно , как вы выбираете бытовую технику, продукты, ищите производителя с именем, лучшими гарантиями, торговые точки, в которых вас профессионально проконсультируют, а не будут говорить, что у них огнетушители по низкой цене.

Ильмира Маликова: Павел Огай – член президиума Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции «Союз 01» сегодня был гостем нашей программы. Всего вам доброго. Берегите себя.