Не ходи к нему лечиться…



В правозащитное движение «Сопротивление» поступило обращение от группы пациентов одного из медицинских центров Иркутска, специализирующегося на выявлении и лечении инфекций, передающихся половым путем. Граждане жаловались на директора центра. Директор, учредитель и, по совместительству, врач учреждения, при назначении пациентам курсов лечения прописывала дорогостоящие препараты, в том числе, сильные антибиотики, а также назначала процедуры, которые необходимо проходить именно в вышеуказанном центре. После длительных курсов лекарственной терапии результаты анализов пациентов практически не менялась – инфекции выявлялись снова и снова. При этом анализы, сданные в других лабораториях  на те же инфекции, давали отрицательный результат. Лечение растягивалось на два-три года, в результате постоянного принятия антибиотиков, у пациентов снижался иммунитет, наблюдалось  общее ухудшение состояния здоровья.

Возмущенные граждане в обращении отмечали, что врач проводила на пациентах медицинские эксперименты, поскольку давала препарат в стеклянной колбе без каких-либо обозначений. Так же в заявлении пострадавших указывалось, что врач  целенаправленно проводила неправильный курс лечения для отдельных пациентов с целью исследования инфекции «трихомониаз» от начальной стадии до хронической для защиты своей докторской диссертации.

Обратившаяся группа пациентов считает, что им был причинен существенный материальный ущерб и моральный вред, так как лечение якобы имеющейся инфекции трихомониаз у данного врача в среднем проводилось два – три года на платной основе. Данная группа пациентов усматривает в действиях данного врача состав преступления – мошенничество, а также причинение различной степени вреда здоровья пациентам.

При рассмотрении данного обращения наше организация выяснила, что такого рода преступления связанные с некачественным оказанием медицинской помощи имеют свою специфику и трудны в расследовании.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что любое преступное деяния характеризуется следующими понятиями: состав преступления, объект преступления, объективная сторона, субъект преступления, субъективная сторона. Состав преступления – совокупность признаков, характеризующих данное деяние как преступное. Объект преступления – то, на что посягает данное деяние. Объектом всегда являются определенные общественные отношения, ценности, которые охраняются от опасных посягательств уголовным законом.

Объектами преступлений в сфере здравоохранения являются общественные отношения, обеспечивающие жизнедеятельность человека и охраняющие его здоровье и жизнь.

Объективная сторона – конкретное действие или бездействие; общественно опасные последствия; причинно-следственная связь между действием и наступившими последствиями.

Субъект – вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Преступления, совершаемые в сфере здравоохранения, предусматривают специального субъекта – медицинского работника, имеющего высшее или среднее специальное медицинское образование. Субъективная сторона – психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям (вина, цель, мотивы). Мотивом преступления является корыстная или иная личная заинтересованность.

На наш взгляд  причины, побуждающие медицинских работников к совершению преступлений являются:

–  сложность установления причинной связи между действиями (бездействиями) медицинских работников и наступившими последствиями;

–  желанием медицинских работников получить материальную выгоду, наживу, безответственностью, отсутствием должного контроля, а также беспорядочностью в ведении медицинской документации.

Если исходить из ситуации описанной выше, то можно констатировать, что мотивом преступления является корыстная заинтересованность. Корыстная заинтересованность состоит в желании получить материальную выгоду. Данный врач на протяжении многих лет вводила в заблуждении пациентов,  по факту не проводила должного лечения,  а вымогала у пациентов денежные средства на лечение.

Если мы берем данный отдельный случай, то данная группа пациентов имеют на руках определенные медицинские документы, доказывающие факт неоказания должной медицинской помощи. Так как на руках у пациентов есть направления на сдачу анализов, рецепты и т.д. В данном случае пациенты написали заявление в правоохранительные органы и предоставили все медицинские документы, имеющиеся у них на руках. Именно наличие данных медицинских  документов у пациентов в  последствии послужило основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 238 УК РФ   «производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» следственным комитетом по Иркутской области.

Следовательно, основным доказательством в расследовании такого рода дел является медицинская документация, в которой врач обязан своевременно, грамотно и скрупулезно, полноценно и доступно разъяснить все детали предполагаемой медицинской услуги и ее последствий и надлежащее выполнение этой услуги. Поэтому ко всем медицинским документам следует относиться особенно трепетно. Медицинские документы, которые имеются на руках, могут быть являться доказательствами по уголовному делу. Кассовые чеки, договор о медицинском обслуживании, рецепты, результаты анализов и всевозможных обследований — все это надо тщательно собирать и хранить в полном порядке. Во-первых, это пригодится для дальнейшего вашего лечения. А во-вторых, если будет возбуждено уголовное дело, то все эти документы станут вашим главным доказательством. Желательно оставлять у себя оригиналы результатов обследования, подшивая в карту копии. Но во многих клиниках, особенно работающих по программе ДМС, это не разрешено. В таком случае, требуйте копии с каждого документа. То же самое касается медицинской карты. Крайне редко пациентам разрешают держать ее у себя. Но копию вам обязаны предоставить.

Почему данные документы очень важны, прежде всего, в формирование доказательной базы следствием? Зачастую при расследовании уголовных дел с правонарушениями в медицинской сфере правоохранительные органы сталкиваются с неполнотой предоставления медицинскими учреждениями информации, дописки, подчистки и иные признаки фальсификации медицинской документации, сотрудниками медицинских учреждений.

При расследовании преступлений в сфере здравоохранения необходимо учитывать, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены только определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими. Так, наличие причинно-следственной связи между дефектами медицинской помощи, допущенными медицинским персоналом, и наступившими у пациента отрицательными последствиями в виде вреда жизни или здоровью может быть доказано только результатами судебно-медицинской экспертизы. Принимая во внимание особенность категории споров, связанных с причинением вреда здоровью вследствие некачественного оказания медицинской помощи, по делам данного рода необходимо проведения именно  судебно-медицинской экспертизы.

Именно судебно-медицинская экспертиза будет являться доказательством того, что действие или бездействие медицинского работника, стало причиной наступления смерти человека, либо причинения тяжкого вреда здоровью. Именно судебно-медицинская экспертиза устанавливает, что были нарушены правила, должностные инструкции, стандарты диагностики и лечения. При этом устанавливая причинно-следственной связи между деянием медицинского работника и преступными последствиями. Фактически эксперт, проводящий судебно-медицинскую экспертизу,  дает  оценку действиям медицинского работника и фактический определяет его виновность или не виновность.

Вот здесь и возникают основные трудности при расследовании такого рода уголовных дел. На примере Иркутска, мы видим,  что уголовное дело было возбуждено в конце марта 2013 года,  по делу проходят десятки пострадавших, но признать их потерпевшим не представляется возможным, потому что не было судебно – медицинской экспертизы. Мало того, изначально следствие назначило проведение судебно – медицинской экспертизы в Иркутске, но потом следствие заявило, что иркутские врачи отказались проводить данную экспертизу.  В связи с этими обстоятельствами, судебно-медицинская экспертиза будет проходить в г. Казани. Однако сейчас экспертизу проводят в г. Иркутске и была ли проведена экспертиза в Казани не известно.
В рамках расследуемого уголовного дела потерпевшим признан только один человек, и то только потому, что у него на руках было заключение о неправильном лечение и диагностирование якобы имеющейся болезни.

В настоящий момент пострадавшие опасаются, что проведение комиссионно-судебных экспертиз в отделе особо сложных экспертиз Иркутского областного бюро судебно-медицинских экспертиз может быть не объективным, так как имеет место быть  высокий уровень корпоративности медицинских работников, в том числе, судебных экспертов, что может отразиться на объективности проведения комиссионно-судебных экспертиз в г. Иркутске.

Помимо этого,  в обращении пострадавших указывается, что врач подделала медицинские карты пострадавших: были внесены изменения, приписки, вклеены дополнительные страницы с записями, написанные другой пастой, исчезли результаты некоторых анализов. При этом, данный факт следствием был зафиксирован. Никаких действий по поводу фальсификации медицинских карт со стороны следствия предпринято не было. Как сказано в обращении, медицинская экспертиза в отношении пострадавших проводится только по медицинским картам.

В связи с этим возникает вопрос об объективности проводимых экспертиз, что, безусловно,  усложняют процесс расследования уголовного дела,  возникающих на различных этапах расследования преступлений, совершаемых медиками. Подчас препятствует раскрытию преступлений необъективность медицинской экспертизы при проверке заявлений о врачебных ошибках и недостаточная квалификация экспертов.

Следует констатировать, что многие права пациента при получении им медицинской помощи грубо нарушаются. Это выражается в неуважительном отношении к пациенту на всем протяжении лечебного процесса,  в нарушении прав пациента на получение информации о состоянии своего здоровья и тяжести конкретного заболевания, методах диагностики и лечения, в неоказании либо некачественном оказании медицинской помощи, в проведении медицинских экспериментов без согласия человека.

Многие из деяний, совершаемых медицинскими работниками, характеризуются повышенной общественной опасностью, влекут полную или частичную утрату здоровья пациентов, подрывают авторитет медицины в глазах населения. Преступления в сфере здравоохранения на наш взгляд характеризуются высокой степенью латентности. Медицинские работники фактически не могут быть привлечены к уголовной ответственности за профессиональные преступления, так как, как правило нет медицинской документации, а если она есть, то туда уже внесены изменения, которые зачастую не позволяют в должной мере установить все обстоятельства дела. Этому во многом способствует высокий уровень корпоративности медицинских работников, в том числе судебных экспертов. Уровень профессиональной поддержки, как препятствие к выявлению преступлений в сфере здравоохранения на наш взгляд очень высок.