О ведомственной статистике



alttext

Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений

Исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений (ФПП), член Общественного совета при ГУ МВД РФ по Москве Матвей Гончаров считает, что ведомственные статистические данные должны быть представлены достаточно полными, поскольку именно полнота данных обеспечивает охват наиболее существенных признаков, необходимых для получения объективных выводов о состоянии преступности в России.

Матвей Гончаров

Как мы отмечали годом ранее, в последнее время наблюдаются определенные тенденции, в соответствии с которыми все больший массив детализированных статистических ведомственных данных выпадает из общего доступа. Государственные органы оперируют отдельными обобщенными данными, приводя основные показатели своей деятельности в обязательной привязке к прошедшему аналогичному периоду деятельности.

Наряду с другими критериями оценки, в частности мнением и оценкой граждан деятельности ведомств, количественный показатель все равно продолжает являться основополагающим мерилом эффективности/неэффективности того или иного ведомства, основанием для проектного бюджетирования и лоббирования ведомственных интересов, а также инструментом межведомственного взаимодействия, особенно в период проведения отчетных мероприятий.

В качестве двух основных ведомств, обобщающих криминальную статистику, выступают МВД России – как первичный и основной орган учета, конечный и обобщающий (с 2011 года) – Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Оба ведомства выпускают практически аналогичные друг другу по структуре и содержанию сборники «О состоянии преступности в России». В данных массивных сборниках, казалось бы, представлена полная тематическая информация, показаны тенденции роста или снижения по регионам, по видам отдельных преступлений, по степени их тяжести, представлен социальный портрет преступности и др. Однако, один из главных показателей, составляющих в своей части представление об общем диагнозе преступности, по непонятным причинам был исключен. Речь идет о разделе «Сведения о результатах разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в органах внутренних дел». Этот раздел являлся важным источником информации, поскольку именно в органах МВД России выявляется до 95 % преступлений, ежегодно регистрируемых в России. Нет его по тем же непонятным причинам и в дублирующем сборнике Генеральной прокуратуры РФ.

По последним официально озвученным статистическим данным (за 2015 год), в Российской Федерации за год принимается порядка 30 миллионов заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (в 2016 году – 30,8 миллионов заявлений). Однако в настоящее время данная статистика не публикуется.

В открытом доступе отсутствуют и сведения о результатах рассмотрения указанных заявлений и, соответственно, о количестве постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел либо об отмене таких постановлений.

Также возникает вопрос, почему заявления (сообщения) о преступлениях учитываются вместе с заявлениями (сообщениями) об административных правонарушениях и происшествиях? В результате обществу неизвестна судьба примерно 28 миллионов заявлений и сообщений, поступивших в органы внутренних дел в течение года, каждое из которых могло содержать сведения о совершенном преступлении.

Получается, что то, что показывает официальная статистка – наводит на определенные мысли, а то, что нераскрыто и является принципиально важным – необходимо для объективного понимания проблемы и поиска путей ее решения.

На проведенном Фондом поддержки пострадавших от преступлений 20 февраля 2018 года круглом столе профессором кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, Заслуженным юристом Российской Федерации, доктором юридических наук Б.Я. Гавриловым были приведены уникальные (недоступные для широкой аудитории) данные.

Так, сохраняется практически на прежнем уровне число обращений граждан и организаций о противоправных, по их мнению, деяниях, совершенных в отношении их собственности или личности (10,7 млн. в 2006 г. до 11,3 млн. в 2017 г.) количество возбужденных уголовных дел значительно (в 1,9 раза) сократилось (с 3,3 млн. в 2006 г. до 1,78 млн. в 2017 г.), а их удельный вес от зарегистрированных сообщений сократился в 2 раза, составив в 2017 г. всего 16,3%. Количество отказных материалов составило около 6.3 млн.

По мнению Б.Я. Гаврилова, анализ статистических данных свидетельствует, что одна из причин складывающейся практики реагирования на сообщения о преступлениях обусловлена значительным увеличением количества принимаемых следователем, дознавателем, органом дознания процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Особенно наглядно это видно из соотношения «отказных» материалов к возбужденным уголовным делам, уровень которого за последние с 1992 по 2017 год возрос почти в 8 раз (с 47,7% до 354%). К большому сожалению, это может говорить как минимум о низкой эффективности реагирования правоохранительными органами на сообщение о преступлении. И с этим печальным выводом трудно не согласиться.

Кто-то мне заметит, что широкой аудитории данная информация вовсе не нужна, что информация предназначена для определенного круга специалистов и не более. С ними согласно и надзорное ведомство в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое в ходе возникшей ранее дискуссии относительно полноты публикуемых данных нам разъяснила, что «По мнению правоохранительных органов Российской Федерации, которые составляют статистические отчеты, публиковать в полном объеме в открытом доступе сводные статистические отчеты по формам федерального статистического наблюдения нецелесообразно, поскольку понимание и правильное использование содержащихся в них сведений предполагает владение методологией формирования отдельных взаимосвязанных статистических показателей», но в случае необходимости для получения интересующих нас статистических показателей необходимо обращаться с запросом в правоохранительные органы Российской Федерации.

Однако по нашему, и не только, глубокому убеждению преступность – это общая проблема. Поэтому оценку ее состоянию должно давать и само общество, кто бы что не говорил о том, что анализ статистики доступен только специалистам. Преступность, как и всякое явление, обладает многообразными взаимосвязанными признаками. Поэтому статистические данные должны быть представлены достаточно полными, поскольку именно полнота данных обеспечивает охват наиболее существенных признаков, необходимых для получения объективных выводов.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в разделе «Сведения о преступлениях, выявленных субъектами учета» за 2017 год из общего количества выявленных преступлений выпало 21 325 преступлений. Как показывает анализ ежегодно приводимых официальных данных, каждый год остаются неучтенными из общего количества выявленных субъектами учета несколько десятков тысяч преступлений. Возможно – это уголовные дела частного обвинения – легкий вред здоровью, побои и клевета. В любом случае представляется, что данный раздел требует соответствующих разъяснений.

Из зарегистрированных 2 058 476 преступлений не раскрыто 886 786 преступлений. При этом отмечено общее снижение показателей преступности примерно на 4 %. Рост регистрируемых преступлений отмечен в трети субъектов РФ (27 регионов), снижение – в 58. Однако объективно заявлять о фактическом снижении количества совершаемых общественно опасных деяний не представляется возможным ввиду ряда факторов, в том числе, в связи с изменениями уголовного законодательства, декриминализировавшими впервые совершенные общественно опасные деяния, в частности, – побои и неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Несмотря на принимаемые законодательные и различные организационные меры, из года в год сохраняется стабильно высокий уровень рецидива тяжких и особо тяжких преступлений, направленных против личности и собственности. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе всех зарегистрированных преступлений остался на уровне прошлого года, в котором было отмечено снижение на 10%, и составил примерно 21%.

На минувшем расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации В. Путин отметил, что «следует серьёзно повысить качество следствия и дознания. Вы лучше, чем кто-либо, понимаете, что именно на данном участке особенно важны талант и профессионализм сотрудников». Данный тезис раскрывается Генеральной прокуратурой РФ, согласно данным которой за 2017 год на досудебной стадии уголовного судопроизводства при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, а также при производстве следствия и дознания выявлено 5 156 665 (пять миллионов сто пятьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят пять) нарушений законов, отменено 2 381 432 (два миллиона триста восемьдесят одна тысяча четыреста тридцать два) постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Данный показатель остается стабильно высоким на протяжении последних лет.

Более того, несмотря на предпринимаемые организационные и законодательные шаги в 2017 году, опасной тенденцией явился рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами – 12 873 (АППГ – 12 093, т.е. +6,5 %), их удельный вес в общем числе расследованных преступлений данных категорий вырос с 5 % до 5,8 %.

Количество лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред, увеличилось на 13,3%.

По сравнению с аналогичным периодом 2016 года число лиц, погибших в результате преступных посягательств, возросло на 0,5 %. Наибольший рост наблюдается в г. Москве (на 1 878; +187,4 %), Ставропольском крае (на 67; +17,5 %), Брянской (на 58; +27,9 %), Воронежской (на 29; +7 %), Нижегородской (на 27; +4,8 %) областях.

Число зарегистрированных в отчетном периоде особо тяжких преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5,9 %. Данный показатель значительно возрос в Карачаево-Черкесской Республике (со 170 до 431; +153,5 %), Республике Северная Осетия-Алания (с 280 до 530; +89,3 %), Ростовской области (с 1 887 до 3 393; +79,8 %), Чувашской Республике (с 611 до 1 087; +77,9 %), Чеченской Республике (со 192 до 314; +63,5 %).

На территории России увеличилось на 3,3 % количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Положительная динамика таких преступлений наблюдается в целом ряде регионов Российской Федерации.

В целом анализ социально–криминологической характеристики преступности за 2017 год показывает, что больше половины преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления. Их удельный вес составляет 58,2% от всех предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде. Рост рецидивной преступности отмечается все последние годы.

На фоне такой статистики государство тем более обязано не только сохранять жизнь каждого человека и его индивидуальность, оно обязано принимать меры, создавать и совершенствовать государственные механизмы учета, расследования каждого преступления, установления адекватной уголовной ответственности, справедливого уголовного наказания в целях восстановления социальной справедливости.

Хочется также быть полностью уверенным и поддержать Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева в том, что действительно главным и самым объективным критерием оценки качества работы системы является мнение граждан, тем более экспертов и специалистов, которые предлагают варианты решения разных проблем, возникающих в практической деятельности органов внутренних дел.

ФПП