Правозащитники обеспокоены вопросами учета преступлений



alttext



Исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвей Гончаров прокомментировал МК статистику и состав преступлений, проводимые исследования и права потерпевших.

Переплюнули Европу: что в России не так со статистикой убийств

Известный демограф Ракша: «Многие случаи насильственной смерти спрятаны под другими статьями УК»

На днях в СМИ прошла информация, что в современной России самый высокий уровень убийств, выше, чем в Европе в несколько раз. При этом значительная часть убийств попадает в статистику повреждений с неопределёнными намерениями.

Эксперты полагают, что при подсчете пропадают около трети смертей от физического насилия. Причина этого: особенности самого подсчета.

По мнению исследователей научной платформы «Если быть точным», занимающейся анализом статистических данных, уровень убийств у нас сейчас сравним с Англией 17-го века: число злодеяний в ту эпоху было настолько огромным, что парламент даже принял специальный закон, целью которого было запугать народ, чтобы заставить соблюдать шестую заповедь. Например, тела убийц после казни публично вскрывали и запрещали хоронить. Неизвестно, помогли ли такие меры. В любом случае у нас, как известно, мораторий на смертную казнь. Почему же в РФ так сложно считают точное число погибших от физического насилия за год? Все дело в особенностях статистики. Так как непосредственно об убийстве речь идет только в одной статье УК РФ — 105. Неумышленное убийство сейчас называется «причинением смерти по неосторожности» (статья 109 УК РФ). Подобные признаки есть и в ч. 4  111-й статьи УК РФ – «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших за собою смерть».«Есть статистика МВД, есть статистика Минздрава. В МВД многие случаи насильственной смерти спрятаны под другими статьями УК, – полагает независимый демограф Алексей Ракша. – Если посмотрим цифры Минздрава, то увидим, что там очень большая доля «смертей от повреждений с неопределенным намерением» или от «контакта с тупым твердым предметом», либо фигурирует удушение с неопределенными намерениями, отравление с неопределенными намерениями, утопление с неопределенными намерениями…  И процент таких вот смертей – он огромный. Но эти случаи не попадают в статистику МВД».Так, МВД РФ сообщает, что в 2022 году в России зарегистрировали 7628 убийств и покушений на убийство – это практически соответствует количеству зарегистрированных преступлений как раз по статье 105: их 7567, то есть 99% от числа из отчета. Оставшийся 1% – статьи об убийстве матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ) и убийство в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ).

Но если бы убийствами вдобавок считали преступления, квалифицированные по ч. 4 ст. 111 УК, то даже без всех остальных, их общее число в 2022 году было бы уже 11 тысяч.

Получается, если в России потерпевший не умер сразу, а только спустя какое-то время, то убийства как бы и не было — другой состав УК. В то время как международные организации, включая ВОЗ и ООН, относят к убийству любую смерть в результате намеренного причинения физического вреда человеку.

По мнению Алексея Ракши, число реальных убийств в России нужно умножать примерно в 2 раза, а самоубийств – в 1,5 раза.

«Да, вопросы к учету есть и были всегда, как со стороны криминологов, так и простых людей, интересующихся проблемами криминальной статистики, — полагает и правозащитник Матвей Гончаров из Фонда поддержки пострадавших от преступлений. – Например, в свое время проводили исследование в НИИ Академии Генпрокуратуры, из него тоже выяснилось, что  реальное количество преступлений гораздо больше. С точки зрения уголовного права к преступлениям, которые посягают на жизнь человека, относится восемь составов 16-й главы УК РФ. Но помимо этого есть те же потерпевшие  по части 4 ст. 111, жертвы ДТП, террористических актов, погибшие в результате несчастного случая на производстве и пр. Тут необходимо понимать, какие именно составы включаются в статистику  за отчётный период и  Насколько они в совокупности дают истинную картину».

Когда некоторые с ностальгией вспоминают, как прекрасно было в стране «Какраньшии», где никто никакого не убивал, смею вас уверить, что в позднем СССР подобных преступлений тоже хватало. Как-то, просматривая архив Тамбовской области, изучала карточки уголовных дел прокуратуры двух центральных районов города за 1976-78 годы. И оказалось, что убийства по пьянке и бытовухе, то есть абсолютно бессмысленные и беспощадные, не являлись редкостью. В просторечье это называется «сковородкой по голове». 

«В 70-80-е всего Тамбовской области в среднем в год совершалось приблизительно 50-60 убийств, насколько я помню, — рассказал мне один из ветеранов следствия. — А в УК РСФСР существовало больше статей конкретно об убийствах, например, была статья 103 УК РСФСР «Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств», а в ст.102 УК РСФСР речь отдельно шла об убийстве «с отягчающими обстоятельствами», 106 статья УК РСФСР — «Неосторожное убийство» (сейчас в похожей статье 109 УК РФ об убийстве не говорится вообще)».

Но официально об этом нигде не писали, так как статистика была полностью закрыта, а советская пропаганда убеждала граждан, что в стране победившего социализма такое попросту невозможно. Но меньше знают — крепче спят. Хотя были и серийники, тот же Чикатило, с которым бесстрашно уходили в лесополосу будущие жертвы, не подозревая, что в окрестностях орудует маньяк. Свое первое убийство тот совершил в 1978 году, а массово об этом стали говорить только в перестройку. И неизвестно, поймали бы его, если бы не возросшая гласность и информированность населения.

В 90-е убийств, конечно, стало больше в разы. В той же Тамбовской области, по словам ветерана, таких фиксировали до 200 в год, и эти цифры тоже особо не скрывались. Такое было время. Да и сложно скрыть, когда бандиты друг друга открыто расстреливали на улице.

В сытовые «нулевые» число убийств снова начало снижаться. То есть как снижаться – вернулись к цифрам позднего СССР. Но только ли за счет того, что граждане стали жить лучше и спокойнее? Или вдруг поняли, что нельзя лишать ближнего самого бесценного дара? Или тут опять проблемы со статистикой?

«Вероятно, наверху приятно видеть красивую картинку, а внизу – показать хорошие результаты высокому начальству. На места спускают нужные критерии, а там не знают, что с ними делать, и начинают лукавить со статистикой, чтобы угодить», – высказывает своё мнение независимый демограф Алексей Ракша.

Предвижу вопрос: а на все ли равно соблюдающим закон простым гражданам, скольких у нас сейчас убивают? И нужно ли вообще об этом писать, может, лучше как в СССР с Чикатило, когда никто ничего не знает и счастлив, пока не ушел в лесополосу?

На самом деле прозрачная статистика очень нужна, так как без нее нельзя понять уровень реальной безопасности в стране и бороться с преступностью. Как ни банально это звучит.

Екатерина Сажнева. МК.RU.