Проблемы, возникающие у потерпевшего на стадии возбуждения уголовного дела



alttext

Максим Пешков, юрист, адвокат, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений

Юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений (ФПП) Максим Пешков рассмотрел актуальные проблемы, возникающие у потерпевших на стадии возбуждения уголовного дела.

По вопросу количества выносимых постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел необходимо остановится на трех взаимосвязанных проблемах первой стадии досудебного производства – возбуждения уголовного дела.

Это реализация прав заявителя:

на стадии рассмотрения заявления о преступлении;
при ознакомлении с процессуальными решениями по принятому заявлению;
в рамках проверки законности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором.

В соответствии со статистическими данными только за 2016 г. количество вынесенных (без повторов) постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел составило 6,808 млн.

Заявители о преступлениях все чаще не получают от правоохранительных органов уведомления о принятых по заявлениям процессуальных решениях и копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, несмотря на то, что согласно Уголовно–процессуальному кодексу Российской Федерации такие уведомления должны направляться заявителям не позже 24 часов с момента принятия соответствующего процессуального решения.

Исходя из данного тезиса, можно сделать вывод, что уголовно-процессуальное законодательство необходимо скорректировать в части порядка уведомления потерпевшего (заявителя) о принятом по заявлению процессуальном решении, о порядке проверки законности вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором, а также об установлении в уголовно-процессуальном законодательстве статуса заявителя.

В силу ч. 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда, что отвечает определению Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 г. № 131-О «По запросу Волгоградского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части восьмой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым, «правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им».

Исходя из правоприменительной практики, которая непосредственно коррелируется с нормами, закрепленными в УПК РФ следует, что до формального признания следователем (дознавателем) потерпевшего соответствующим постановлением, лицо (заявитель), фактически являющееся потерпевшим, не имеет даже части прав потерпевшего, закрепленных в ч. 2 ст. 42 УПК РФ.

Действующая редакция ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ предусматривает обязанность следователя разъяснить лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ и обеспечивает возможность реализации этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права. К таким правам действующий закон относит право не свидетельствовать против себя и членов своей семьи, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействия) следователя (дознавателя) в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

Несмотря на это, действующая редакция закона не предусматривает право заявителя подавать на стадии проверки сообщения о преступлении ходатайства.

Необходимость получения заявителем процессуального права заявлять ходатайства на стадии проверки сообщения о преступлении обуславливается возможностью заявителя указывать следователю (дознавателю) на выполнение конкретных процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, а в случае отказа в удовлетворении ходатайства на стадии проверки сообщения о преступлении — обжаловать его прокурору или в суд в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

Несмотря на то, что ч. 1 ст. 144 УПК РФ обязывает следователя (дознавателя) принять и проверить информацию (заявление) о любом совершенном или готовящемся преступлении, круг процессуальных действий следователя (дознавателя), производство которых возможно при проведении проверки сообщения о преступлении, строго определен указанной нормой и предусматривает право, а не обязанность следователя (дознавателя) по их производству.

Получение заявителем (потерпевшим) процессуального права на заявление ходатайств на стадии проверки сообщения о преступлении положительно скажется на возможности раскрытия преступления по «горячим следам», обеспечит право заявителя ходатайствовать о принятии незамедлительных мер по фиксации следов преступления.

В указанной части рассматриваемой статьи было бы разумно предусмотреть обязанность следователя в незамедлительном рассмотрении ходатайства заявителя при проведении проверки сообщения о преступлении. Максимальный срок рассмотрения ходатайства, установленный ст. 121 УПК РФ, не может быть применен в данном случае, поскольку срок предварительного расследования и срок проведения проверки сообщения о преступлении существенно отличаются.

Также, на практике складывается ситуация, при которой, после получения прокурором копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, без жалобы потерпевшего прокурорская проверка законности принятого решения фактически не производится, так как остается неурегулированным на законодательном уровне вопрос о сроке предоставления органами дознания и органами предварительного следствия материалов проверки по сообщению о преступлении, которые в адрес прокурора могут не поступить. Соответственно прокурор начинает проверку законности принятого решения после получения жалобы от потерпевшего, которая, в свою очередь, не поступит до того момента, пока заявитель не получит копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ч. 6 ст. 148 УПК РФ, устанавливает прокурору пятисуточный срок для вынесения мотивированного постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Важным и принципиальным в данной норме процессуального закона является указание на то, что прокурор выносит указанное постановление после момента получения материалов проверки сообщения о преступлении. Соответственно в ч. 4 ст. 148 УПК РФ установлено требование о направлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в адрес прокурора в течение 24 часов с момента вынесения данного постановления. Однако в данной норме не предусмотрена подобная обязанность относительно предоставления в этот же срок материалов проверки сообщения о преступлении, на основании которых принято процессуальное решение.

Такая практика нарушает основополагающие права граждан, закрепленные в части 2 статьи 24 и в статье 53 Конституции Российской Федерации, препятствует обжалованию лицами, пострадавшими от преступлений, незаконных решений, действий и бездействия работников органов предварительного расследования и органов прокуратуры.

Однако, Генеральная прокуратура РФ может справедливо отметить, что законодательное предложение, в части установления срока проверки законности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ) будет нецелесообразным и не нужным, так как по данным статистических отчетов по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания в 2017 г. прокуратурой было отменено 2 381 432 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, из которых только 36 956 отменено по поступившим жалобам на постановления в адрес прокуратуры, т.е. примерно 98,5 % отменяется самой прокуратурой, в связи с чем уголовно-процессуальный кодекс не нуждается в установлении дополнительного регулирования в данной части.

Практический опыт работы Фонда поддержки пострадавших от преступлений в части обжалования незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел посредством подачи жалобы в адрес прокурора показывает, что в большинстве случаев, после получения прокурором жалобы на незаконно вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, он проверяет обжалуемое постановление, отменяет его, а в последствии выносит постановление об отказе в удовлетворении жалобы, в связи с тем, что ранее обжалуемое постановление было отменено самим прокурором. В итоге незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, фактически не проверяется прокурором до момента поступления жалобы, а для улучшения показателей работы по надзору прокуратура не учитывает общее количество поданных жалоб.

Пути решения:

1. Предлагаем ст. 144 УПК РФ дополнить ч. 1.3, в которой установить круг процессуальных прав и обязанностей заявителя – лица, сообщившего в органы предварительного расследования о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (потерпевшего).

2. Предлагаем дополнить статью 148 УПК РФ нормой, которая обяжет органы предварительного расследования направлять заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заказной почтой с приобщением к отказному материалу или соответствующему делу почтовой квитанции, удостоверяющей факт и дату направления документа и фиксирующей его почтовый номер.

3. Соответственно, предлагаем содержание ч. 4 ст. 148 УПК РФ для всестороннего и полного осуществления полномочий Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в том числе, для защиты прав заявителей, пострадавших от преступных посягательств, в следующей редакции:

«Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и материалы проверки сообщения о преступлении, на основании которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента вынесения данного постановления направляются прокурору. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования».

ФПП