“02” за стеклом



Работа московской полиции становится прозрачной в буквальном смысле слова. Каждое служебное помещение, особенно в дежурных частях и изоляторах временного содержания, оснащается видеокамерами. Начальник в любой момент может проконтролировать, чем заняты его подчиненные. Например, как проходит допрос, как обращаются с задержанными.

Впрочем, установка видеокамер в полицейских подразделениях – лишь одна из деталей масштабного инженерного переоснащения стражей порядка. Что толку от видеокамеры, установленной в тюремной, по сути, камере, которую в народе именуют “обезьянником”. Права задержанного здесь нарушены уже изначально, так по многим нормам содержать человека в таких условиях нельзя. Да и сам полицейский находится в ненамного лучших условиях. И в таком же мрачном, давящем на психику “интерьере” принимает посетителей. Даже если все сотрудники будут вести себя безупречно вежливо, у человека, пришедшего с каким-либо заявлением, с просьбой о помощи, просто за справкой, остается тягостное впечатление. А какое впечатление должны производить серые, облупившиеся стены, потертая мебель, тусклый свет, теснота и неубиваемый запах хлорки? И обязательные решетки на всех окнах, а то и дверях. В общем, с трудом верится, что именно здесь вам окажут государственную услугу.

Вот почему в Москве начинают строить и оборудовать по европейскому образцу и последнему слову техники новые здания полиции. Чтобы и сотрудники, и обычные граждане чувствовали себя здесь не как в каталажке, а как в солидном, комфортном государственном офисе. Деньги на строительство дает правительство Москвы – в марте принята адресная инвестиционная программа на 2013-2015 годы. Из городского бюджета выделено 3,85 миллиарда рублей. На эти деньги будет спроектировано и построено 11 объектов для столичного полицейского главка. В большинстве своем это районные отделы, куда в первую очередь и чаще всего обращаются люди.

Каким должно быть в идеале здание полиции, можно увидеть на примере Управления внутренних дел Западного административного округа Москвы. Понятно, что райотдел и окружное управление – на порядок отличаются друг от друга задачами, размерами и количеством сотрудников. Но зато становится ясной качественная планка, которую намерены достичь исполняющий обязанности мэра столицы Сергей Собянин и начальник ГУ МВД России по Москве Анатолий Якунин.

Когда смотришь на это здание, то, откровенно говоря, не сразу веришь, что 14-этажный колосс в стиле хай-тэк, переливающийся стальными, голубыми и золотыми тонами, принадлежит не “Газпрому” или, скажем, “ЛУКОЙЛу”, а полиции.

Здесь все продумано: с одной стороны – максимально возможный комфорт для работы, с другой – вся необходимая функциональность полицейского управления. Кондиционеры, просторные, хорошо освещенные помещения, даже душевые комнаты на этажах. И в то же время – бронированные стекла, контролируемые видеокамерами рабочие места, в том числе – оружейные комнаты, современные системы оповещения и безопасности, коммуникации, позволяющие мгновенно отреагировать на любую опасность и вызвать по тревоге оперативную группу.

В здании есть бассейн и спортивный комплекс, где полицейские могут по несколько часов тренироваться.

Всего здесь служат около двух тысяч сотрудников. Говорят, что зарубежные коллеги признали его лучшим в Европе.

Дежурная часть – сердце управления. Здесь постоянно находится дежурная смена из четырех человек, хотя всего оборудовано 13 автоматизированных рабочих мест. Именно сюда автоматически переадресовываются все обращения в службу “02”, касающиеся округа. Что важно, каждый звонок фиксируется – всегда можно вернуться, так сказать, в прошлое и выяснить, что произошло и своевременно ли отреагировала полиция.

Все, что происходит во всех подразделениях, видно на экранах Дежурной части Главного управления. Вот здесь можно говорить о реальном контроле и за сотрудниками, и за соблюдением прав граждан, и за безопасностью самих полицейских. Такой видеоконтроль защищает и права самих полицейских. Ведь далеко не всегда гражданин в споре с сотрудником оказывается прав. Известны случаи, когда недовольный действиями, например, оперативника или дознавателя человек пытается опорочить, оклеветать офицера, чтобы самому уйти от ответственности. Вот тут видеозапись разговора в кабинете оказывается очень кстати. Предусмотрен и видеоконтроль за мобильными патрулями.

В скором времени патрульных снабдят и электронными базами данных на преступников и людей, объявленных в розыск.

Отпадет необходимость доставлять подозрительных задержанных в отделение и там выяснять их личность. Все можно будет решить на месте. Если подозрения подтверждаются, то человека задерживают, нет – сразу отпускают.

Разумеется, все эти ноу-хау невозможно внедрить без современных, построенных с учетом технических требований зданий полиции.

Михаил Фалалеев, “Российская газета” – Федеральный выпуск №6141