- 06.03.2013
“Единая Россия” и МВД за возвращение УБОПов
В Госдуме 5 марта прозвучал призыв воссоздать в составе МВД структуры по противодействию организованной преступности. Это была как бы чисто депутатская инициатива, однако для поддержки ее на специальные слушания прибыли как бывшие, так и нынешние высокопоставленные руководители правоохранительных органов. Народные избранники, в свою очередь, взяли на себя обязательство обновить законодательную базу борьбы с ворами в законе, авторитетами и этническими группировками. Среди прочих предложений прозвучала и идея вывести из-под суда присяжных главные «бандитские» статьи УК.
Законодательный и практический аспекты борьбы с организованной преступностью обсудили вчера депутаты Госдумы. Круглый стол, организованный комитетом по безопасности, пришел к выводу, что в системе МВД должны снова появиться специальные структуры, которые возьмут на себя тяжкий труд противодействия тем преступникам, которые действуют профессионально. Глава профильного комитета Ирина Яровая так их и оценила, заметив, что оргпреступность по-настоящему угрожает национальной безопасности России. А ее заместитель Александр Хинштейн заявил, что ликвидация вертикали подразделений по борьбе с организованной преступностью 4,5 года назад – это серьезная ошибка прежнего руководства МВД. Он предложил воссоздать УБОПы, но уже на новом уровне. Предварительный план, как можно было понять из его доклада, таков: на уровне федеральных округов есть специальные оперативные службы полиции. Вот их деятельность и должна координировать некая служба в центральном аппарате ведомства. То есть, считает депутат, практически никаких дополнительных расходов из бюджета делать не надо, что-то ломать в управленческом плане – тоже. Именно окружной уровень, подчеркнул Хинштейн, нужен хотя бы потому, что на нем действуют и филиалы Следственного комитета России. А ведь до сих пор, заметил он, так и не возникло сотрудничества оперативных и следственных органов.
Ссылаясь на данные Генпрокуратуры, Хинштейн, кстати, сообщил, что в последнее время борьбы с оргпреступностью в стране практически не ведется. Доказательством тому служит, например, наличие всего одного уголовного дела по части 4 статьи 210 УК РФ – за все 3,5 года существования специального наказания для так называемых воров в законе. Или, выражаясь юридическим языком, лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии. Кстати, для них за создание преступного сообщества предусмотрен срок от 15 до 20 лет и даже пожизненное заключение.
Напомним, что на таком ужесточении в свое время настоял лично президент Дмитрий Медведев – под возражения многих экспертов насчет того, что доказательство верховного положения человека в преступном сообществе и есть самое трудное, а порой и вовсе невозможное дело. И даже пленум Верховного суда по этому вопросу, как теперь стало понятно, реального инструмента в руки правоохранителей не дал. Впрочем, Яровая вчера, видимо, не случайно призывала к повышению эффективности именно правоприменительной практики, как бы намекая, что имеющимися правовыми инструментами исполнители просто не хотят пользоваться. Кстати, Хинштейн признал не самым плохим опыт Грузии, где, как известно, дают срок за одно только признание себя вором в законе. Возможно, вчерашнее мероприятие и выглядело бы некой пиар-акцией «Единой России», которая и в борьбе с оргпреступностью готова пообещать народу неминуемые успехи. Если бы не присутствие высокопоставленных руководителей МВД, ФСКН, СКР и других правоохранительных органов. Показательным было, что на круглом столе было сразу пять бывших руководителей системы УБОПов. Например, Александр Гуров, который занимался проблемой еще в советские времена. Или, скажем, нынешний лидер фракции ЕР Владимир Васильев, стоявший у истоков воссоздания службы уже в новой России. Ну а Владимир Овчинский, советник нынешнего главы МВД Владимира Колокольцева, открыто заявил, что работа по очередной реинкарнации УБОПов в министерстве ведется. Просто, по его мнению, таким трудом нельзя заниматься публично, поскольку речь идет, по сути дела, о создании антикриминальных разведывательных подразделений. Так что никаких подробностей он сообщать не стал. Но полностью поддержал подготовленные к мероприятию рекомендации. В них действительно можно прочитать много интересного. К примеру, о необходимости принятия специального закона о противодействии оргпреступности, о корректировке многих статей УК и УПК. Например, предлагается вывести из компетенции суда присяжных главные «бандитские» статьи УК – 209 (бандитизм) и 210 (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней).
Александр Хинштейн, комментируя эту идею, заявил, что это будет сложно, может быть, скандально, но совершенно необходимо. А источник «НГ» в аппарате Госдумы пояснил, что МВД действительно сейчас пытается пробить у руководства страны разрешение на воссоздание структур, противодействующих оргпреступности. Однако, заметил собеседник «НГ», «Колокольцеву явно противодействует какая-то структура с силой не меньшей, чем у него». По слухам, это может быть ФСБ, которая ныне сама частично занимается этой же темой. Потому что, подчеркнул источник, «от оргпреступности нити обычно тянутся кверху государственной власти, а информация, добываемая в результате оперативной работы, является самой что ни на есть разнообразной».
Иван Родин, Независимая газета