“Студенты не должны обучаться праву в подвалах”



"Газета" продолжает вызвавшую широкий резонанс тему предстоящего сокращения большинства юридических вузов и факультетов. Эту идею поддерживают Министерство образования и науки, Ассоциация юристов России, а также Генпрокуратура, представители которой в течение двух лет проводили проверки вузов, обучающих студентов юриспруденции. Об итогах проверок и перспективах юридических факультетов специальному корреспонденту "Газеты" Марии Рогачевой рассказал начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолий Паламарчук. (Фото – www.gzt.ru)

– С какими нарушениями столкнулись прокуроры во время проведения проверок вузов?

– Были установлены факты, когда вузы и их филиалы обучали студентов по тем дисциплинам, которые не были указаны в лицензии, то есть незаконно. Причем в ряде случаев выпускники получали дипломы государственного образца.

Если говорить о представительствах вузов, то незаконная образовательная деятельность выявлена практически по всей России. Ведь представительства просто не имеют право заниматься обучением студентов, а они это делали. В итоге значительно снижается качество получаемого высшего юридического образования.

Кроме того, правовые акты вузов, заключенные договоры зачастую содержали положения, которые грубо нарушали права студентов, сроки и порядок обучения. В некоторых учебных заведениях студентов отчисляли на незаконных основаниях, вводились условия о дополнительной плате за пересдачу экзаменов, защиту курсовых работ, собеседования. В значительном количестве вузов допускались незаконные ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, уволенных с военной службы и пользующихся преимущественным правом на поступление.

– Какие меры приняты по итогам прокурорских проверок?

– По результатам проверок за последние два года прокурорами выявлено более 12 тысяч нарушений законодательства в образовательной сфере. Для их устранения внесено более 3 тысяч представлений, должностным лицам объявлено около 300 предостережений о недопустимости нарушений закона, принесено свыше 1 тысячи протестов на незаконные правовые акты. Кроме того, в следственные органы направлено 25 постановлений о проведении проверок в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса, возбуждено около 700 уголовных дел, 1 тысяча дел об административных правонарушениях. В суды и арбитраж направлено 1,6 тысячи исков, связанных с нарушением названного законодательства. Только в 2007 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведены проверки выполнения лицензионных требований и условий в 344 вузах и филиалах вузов, расположенных на территории 64 субъектов федерации. По результатам этих проверок почти половине учебных заведений направлены предписания об устранении выявленных нарушений.

– Как вы считаете, в чем причина подобного положения?

– Основными причинами сложившейся ситуации в сфере высшего и послевузовского образования являются нарушения в деятельности должностных лиц высших учебных заведений, ненадлежащий контроль за их деятельностью на местах, а также недостатки нормативно-правового регулирования.

– В каких условиях обучаются студенты неаккредитованных факультетов?

– Прокурорские проверки показали, что значительное количество вузов и их филиалов осуществляют учебный процесс в неприспособленных для ведения образовательной деятельности зданиях. Под аудитории приспосабливаются помещения заводов, комбинатов, автоколонн. Иногда студенты обучались праву в подвалах жилых домов, а также в библиотеках. Арендуются школьные здания, что автоматически влечет за собой ущемление прав школьников, которые вынуждены ютиться в переполненных классах, потому что соседние помещения отдали под лекционные залы. В результате нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы при организации образовательного процесса.

Да и в самих арендуемых зданиях вузов и филиалов не созданы необходимые условия для организации работы пунктов общественного питания, медицинского обслуживания образовательного учреждения. Отсутствуют спортивные, актовые, читальные залы, лаборатории. Большинство зданий образовательных учреждений, студенческих общежитий не отвечают требованиям пожарной безопасности, санитарным правилам, нормам технической эксплуатации жилищного фонда.

– А преподавательский состав таких вузов соответствует предъявляемым требованиям?

– К сожалению, и здесь не всегда все хорошо. Прокурорами установлено, что руководством вузов и филиалов часто нарушаются требования законодательства по соответствию образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, нет соответствующих кафедр вузов, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов.

Участились факты коррупции, взяточничества среди руководителей, педагогов образовательных учреждений высшего профессионального образования.

– Сейчас действительно слишком много юристов?

– Да, юристов переизбыток. Но гораздо хуже, что уровень профессионализма юристов, окончивших такие заведения, очень низкий.

В последнее время наблюдается дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов. По данным Рособрнадзора, контингент обучающихся по специальности "юриспруденция" составляет около 725 тысяч человек.

Причинами сложившейся ситуации стало бессистемное создание новых негосударственных высших учебных заведений, открытие филиалов вузов без должного учета потребностей регионов в специалистах с юридическим образованием. Массовое распространение получило обучение по этой специальности в вузах, для которых такое направление подготовки является непрофильным.

– Какие дипломы получают выпускники таких факультетов?

– Широкое распространение получила практика обучения студентов в филиалах, не имеющих аккредитации, с последующим переводом в аккредитованный вуз для проведения итоговой аттестации и получения государственных дипломов.

Однако вопрос перевода из неаккредитованных филиалов в вуз нормативно не урегулирован. Во многих случаях реального перевода не осуществляется. В нарушение требований закона неаккредитованными вузами и филиалами вузов Пермского, Хабаровского, Камчатского краев, Курской, Новосибирской, Томской областей выдавались дипломы государственного образца.

– С помощью каких мер можно было бы эффективно решить эти проблемы?

– Нужно разработать мероприятия по развитию общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ подготовки юристов. Требуется завершить разработку федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ужесточив требования к условиям реализации образовательных программ, кадровому обеспечению, к прохождению студентами практики, в том числе в форме студенческих бесплатных правовых консультаций.

Надо решить вопросы о целесообразности программ высшего профессионального образования в области юриспруденции в непрофильных вузах, а также оптимизации количества диссертационных советов при высших учебных заведениях.

Кроме того, необходимо принять нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность образовательных учреждений, которые используют дистанционные образовательные технологии.

– Как вы оцениваете уровень подготовки юристов, которые получили высшее образование в форме экстерната либо посредством дистанционного обучения?

– Думаю, что качество подготовки студентов, получивших образование исключительно посредством дистанционных технологий или в форме экстерната, не совсем соответствует государственным образовательным стандартам высшего юридического образования.

Нельзя не принимать во внимание широкие возможности таких способов обучения. Тем не менее я считаю, что многочисленные нарушения законодательства в деятельности целого ряда вузов, практикующих такой метод, вынуждают создать более жесткие механизмы его реализации и контроля, а также принять нормативно-правовой акт, регулирующий их деятельность.

– Предлагалось даже ввести уголовную ответственность за выдачу дипломов нелицензированными вузами. Как вы к этому относитесь?

– Положительно. На сегодня существующая административная ответственность за указанные действия не соразмерна вреду, который наносится. Выпускники таких факультетов не обладают необходимыми знаниями по своей специальности, а значит не могут профессионально выполнять свои обязанности.

– Откуда берутся юристы в органах прокуратуры?

– В органах прокуратуры на прокурорских должностях работают выпускники разных юридических вузов, в том числе и негосударственных.

Но проблема в том, что процесс их обучения не адаптирован к выполнению задач, стоящих перед органами прокуратуры. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции требует получения не только теоретических знаний, но и практических навыков. В ряде случаев вузы не могут обеспечить студентам прохождение практики на должном уровне, в результате выпускники приходят на работу неготовыми к практической деятельности.

В связи с этим Генеральной прокуратурой принимаются определенные меры. Подписано соглашение с Санкт-Петербургским государственным университетом о взаимодействии и сотрудничестве в вопросах организации и проведения студентами юридических консультаций для малоимущих граждан, что позволит активизировать защиту прав и свобод населения и одновременно повышать уровень практической подготовки студентов. Налажено эффективное взаимодействие с Московским государственным университетом имени Ломоносова, Нижегородским государственным университетом имени Лобачевского.

Материал опубликован в "Газете" №71 от 18.04.2008г.

http://gzt.ru/education/2008/04/18/063015.html