Берегись катка



Уголовное дело 75-летней жительницы Магнитогорска Елизаветы Фоминой прекращено за отсутствием состава преступления. Областной суд решил, что ее действия не представляли общественной опасности. Однако, чтобы прийти к этому, казалось бы, очевидному выводу, понадобилось несколько месяцев разбирательств, вмешательство общественности и СМИ.

История этого необычного уголовного дела как нельзя лучше показывает, почему "от тюрьмы и сумы" у нас не зарекаются. 29 ноября прошлого года в квартиру Елизаветы Фоминой нагрянули с обыском сотрудники местного отдела СК. Ее адрес вместе с несколькими другими был получен во время оперативной разработки – следователи искали оружие, из которого, по версии следствия, могло быть совершено убийство.

Ничего огнестрельного в квартире старушки не обнаружилось, за исключением пистолетного патрона калибром девять миллиметров, красовавшегося на тумбочке в коробке с гвоздиками, шурупами и другой мелкой фурнитурой. Женщина объяснила, что хранит патрон в память о работе стрелком-охранником на местном метизно-калибровочном заводе. Когда-то во время учебных стрельб подобрала его на полигоне и принесла домой в качестве сувенира.

– Это еще до пенсии, лет 20 назад было, – рассказала Елизавета Фомина. – Тогда нас периодически на меткость проверяли. Мы же вохровцы. На дежурство пистолетами вооружались. Вот и подобрала на стрельбах патрон. А он возьми и "выстрели" через столько лет. Мы с дедом (мужем Иваном. – Ред. ) объясняем милиционерам: мол, сами подумайте, куда мы его вставим? А они даже не улыбнулись. Забрали патрон на экспертизу – проверять, не им ли человека убили.

Никакого отношения к убийству, как и следовало ожидать, "сувенир" Елизаветы Фоминой не имел. Однако по факту незаконного хранения боеприпаса в СК возбудили уголовное дело и передали его по подследственности в отдел дознания местного РУВД. Бабушку вызвали на допрос, где она еще раз рассказала историю появления патрона. Ей посочувствовали, но собрали все необходимые материалы и передали их в прокуратуру.

Прокурор брать на себя ответственность тоже не захотел. Он утвердил обвинительное заключение и оставил суду право решить участь пенсионерки. А суд вынес обвинительный приговор.

В голове не укладывается. Но у этого маразма есть, оказывается, оправдание. Все участники этой истории разводили руками, мол, закрутился маховик следствия, и люди честно делали свое дело – исполняли закон.

– По-человечески бабушку очень жаль, – рассказала корреспонденту "РГ" начальник отдела дознания Правобережного ОВД Магнитогорска Александра Кожевникова. – Но что мы могли сделать? По закону прекратить уголовное преследование человека можно только в случае его смерти (!) или за примирением сторон. Но это, когда в деле есть потерпевший. А в нашем случае речь шла о преступлении против общественного порядка. Этот состав гораздо серьезней, и прекратить по своему почину уголовное дело нам бы никто не позволил. Поэтому мы собрали на бабушку весь характеризующий материал – положительные характеристики с прошлых мест работы и по месту жительства – в надежде, что ей это зачтется.

– Теперь нас по этому факту будут заслушивать в областной прокуратуре, – продолжил тему прокурор Правобережного района Магнитогорска Александр Ярин. – Если человек оправдан судом, значит, виновата прокуратура. Ошиблись, значит! А в чем? Патрон – боевой, за его хранение по закону предусмотрено наказание по статье 222 УК РФ. Никаких исключений и ограничений для лиц преклонного возраста закон не предусматривает. Если бы мы прекратили дело, то с нас бы спросили…

Правобережный суд Магнитогорска, тоже следовал логике и букве закона и назначил бабушке два месяца лишения свободы условно с испытательным сроком на полгода.

Кстати, в судебном заседании Елизавета Фомина не присутствовала – отказали ноги. Попросила рассмотреть дело без ее участия, полностью признав свою вину…

Так на 75-м году жизни Елизавета Фомина получила судимость. С гуманным, якобы по мнению всех, кто этому способствовал, приговором.

Однако скандал подняли СМИ. На форумах и в блогах разразилась жесточайшая дискуссия, кого следует "сажать", а кого нет. "Отыгрались на старушке!", "Ловить больше некого? Грабители, убийцы, маньяки по улицам бродят", "Пистолет и гранаты на любом рынке купить можно"…

Прислушалась. Региональный прокурор Александр Войтович потребовал отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение. Областной суд пошел дальше: не только отменил приговор, но и прекратил уголовное преследование пенсионерки.

Как сообщила руководитель пресс-службы областного суда Елена Вериго, президиум во главе с председателем суда Федором Вяткиным рассмотрел дело пенсионерки Елизаветы Фоминой и пришел к выводу, что при разбирательстве дела не были приняты к сведению положительные характеристики и безобидные мотивы подсудимой. Согласно статье 14 УК РФ действие не является преступлением, если в силу своей малозначительности не представляет общественной опасности.

Выходит, у "маховика правосудия" есть правила? Но некоторым его исполнителям их не выгодно соблюдать? Если это так, то кто тогда следующий?

Михаил Пинкус, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5443 (67)