Без права на ошибку



В Самаре набирает обороты скандал, связанный с якобы незаконным лишением тяжелобольных детей статуса инвалидов. По разным данным, чиновники лишили права на господдержку более восьмисот ребятишек. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

В этом году самарская общественность подметила тревожную тенденцию: чиновники бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) слишком рьяно принялись лишать детей инвалидности. Родители в открытую говорят о том, что врачи записывают в здоровые ребят с металлическими пластинами в позвоночнике, с эпилепсией, ДЦП, чтобы увеличить собственную зарплату.

Родители четырехлетнего Матвея Гордимского, у которого только один глаз, вот уже несколько месяцев пытаются вернуть сыну инвалидность. Но если это и случится, статус продлят только на год. Родители мальчика недоумевают: разве за это время у сына вырастет глаз? Этот случай лишения инвалидности ребенка – лишь один из 830 за прошлый год. Общественники говорят, что такого массового "оздоровления" детей (впрочем, эта тенденция наблюдается и среди взрослых инвалидов) давно не было.

"На эту проблему мы обратили внимание на заседании правления по итогам работы за год. Членство сократилось, в том числе и потому, что у людей была снята инвалидность, – рассказала "РГ" председатель самарского областного отделения Всероссийского общества инвалидов Алла Архипкина. – Из 13 тысяч детей статуса были лишены чуть более 800".

Всем, кто оказался недоволен решением комиссии медико-социальной экспертизы (а именно она решает судьбу инвалида), общественники предложили подавать на повторное переосвидетельствование в областное бюро МСЭ. Если и вышестоящая комиссия отказывает в инвалидности, можно идти в суд.

На этом этапе самарские общественники обещают помощь родителям, которые считают, что их ребенка лишили статуса несправедливо.

"Недовольство решениями МСЭ были каждый год, – не скрывает председатель общественной организации колясочников "Десница" Евгений Печерских. – Но ни одного дела в суде мы еще не выиграли. Однако говорить о том, что эксперты повально и огульно лишают всех инвалидности, нельзя. Каждый такой случай нужно разбирать индивидуально. В нашу организацию обратились несколько родителей, но только двое из них пойдут на повторное переосвидетельствование на следующей неделе".

Коллега Печерских, президент региональной общественной организации инвалидов Иван Суховерх, настроен более радикально: "Еще на прошлогодней конференции в областном минздраве от представителя МСЭ прозвучала такая фраза, что получена разнарядка из Москвы – лишать статуса инвалидов. Сотрудница с трибуны заявила, что от этого будет зависеть уровень ее зарплаты. Получается, чтобы зарабатывать хорошо, им нужно уничтожать инвалидов? А ведь все наши родители, детей которых записали в здоровые, продолжают лечить ребятишек на свои деньги, они перестали получать пусть небольшие – 3,5 тысячи рублей, – но пенсии. Когда я начал помогать конкретным родителям восстанавливать инвалидность, в мой адрес начали звучать откровенные угрозы от чиновников. А мне терять нечего, я давно инвалид, а вот то, что в стране начали экономить на инвалидах, на больных детях, – это страшно".

Между тем, по словам заместителя министра здравоохранения и соцразвития Самарской области Евгения Ханжина, вопросы к МСЭ у инвалидов возникают постоянно. Во-первых, живым людям свойственно ошибаться, но при этом, конечно, ошибки нужно уметь признавать. Во-вторых, когда достаток семьи скромный, люди, понятно, всеми правдами и неправдами стараются сохранить даже небольшие деньги. Поэтому действительно каждый конфликт требует индивидуального подхода.

Вместе с тем чиновники областного здравоохранения считают, что говорить о массовом, системном отказе людям в инвалидности в регионе не приходится. За весь прошлый год в самарский минздрав поступило порядка 50 жалоб. Поэтому для чиновников стала неожиданностью такая острая постановка вопроса. Однако именно такая острая постановка, будем надеяться, позволит объективно проанализировать сложившуюся ситуацию в интересах справедливости.

Комментарий:

Сергей Козлов, начальник управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства:

– По случаям изменения инвалидности в Самарской области хочу сказать одно: все решения принимаются индивидуально, и если законные представители конкретного ребенка не согласны с решением филиала бюро медико-социальной экспертизы, то они могут обжаловать его, в том числе в суд.

Напомню, что нашим законодательством предусмотрено: если гражданин или его законный представитель не согласен с решением филиала бюро медико-социальной экспертизы, то он может обжаловать это решение в главное бюро МСЭ в своем регионе, а при несогласии с решением главного бюро – в федеральном бюро. И любое из этих решений может быть обжаловано в суд.

По данным мониторинга Федерального медико-биологического агентства, в 2008 году в судебном порядке обжаловано 2764 дела, или 0,06 процента от общего количества освидетельствований 4,76 млн человек. Удовлетворено 210 судебных исков, что составляет 0,004 процента от общего количества освидетельствований, или 7,6 процента от числа обжалованных решений учреждений медико-социальной экспертизы. При этом, замечу, по причине злоупотреблений служебным положением не было удовлетворено ни одного иска.

Что касается заработной платы сотрудников МСЭ и, в частности, стимулирующих выплат, то их размер в первую очередь зависит от отсутствия жалоб на работу учреждения, от качества принимаемых решений, а такого критерия при определении зарплаты, как количество установленных, подтвержденных или неподтвержденных случаев инвалидности, нет.

Хотелось бы коротко объяснить, в каких случаях устанавливается инвалидность. При стойком расстройстве функций организма, которое обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами и приводит к ограничению жизнедеятельности, то есть полной или частичной утрате способности к самообслуживанию или, например, ориентированию в пространстве, обучению. По каждому случаю установления инвалидности решение принимается в индивидуальном порядке.

Конвенция ООН по правам инвалидов признает понятие инвалидности как эволюционирующее. Это означает, что многие функциональные нарушения поддаются коррекции. В течение определенного периода времени специалисты занимаются реабилитацией инвалида по индивидуальной программе, в которую входит лечение, психологическая помощь, выработка рекомендаций для наилучшей адаптации пациента к жизни в новых для него условиях. И в случае эффективности реабилитационных мероприятий, компенсаций и устранения нарушенных функций инвалидность может быть изменена. По России в 2008 году показатель реабилитации детей до 18 лет составил 7,2 процента.

Справка "РГ"

В России сейчас насчитывается 12,7 миллиона инвалидов, из них 553 тысячи – это дети. Всего в 2008 году было освидетельствовано 4,76 миллиона человек, из них впервые – для установления инвалидности, установления степени утраты профессиональной трудоспособности – 1,20 миллиона, а повторно (в том числе по изменению причины инвалидности, для формирования индивидуальной программы реабилитации) – 3,56 миллиона человек.

Анна Шепелева, Татьяна Смольякова, rg.ru