Бить только словом



3 апреля начальник правового управления Федеральной службы исполнения наказаний генерал-майор внутренней службы Юрий Тимофеев сообщил о ключевых законопроектах, разработанных ведомством.

Документы, направленные в минюст, подводят правовую базу под тюремную реформу. Меняется не просто облик казенных домов, новым должно стать и содержание. Суть новаций лучше всего отражает один из законопроектов: он детально регулирует правила применения силы за решеткой.

Не сказать, что это делается впервые: что, разве до того граждане начальники махали дубинками незаконно? Убивали и калечили, конечно, незаконно. Но в принципе сотрудник тюремного ведомства не имеет право на слабину.

Однако впервые правила применения физической силы будут приведены в соответствие с европейскими стандартами. Предлагается прописать в законе, что силу разрешено применять только в исключительных случаях, например, когда жизни сотрудника угрожает опасность. Или если происходит активное неповиновение. Разработчики законопроекта намерены дать четкий перечень подобных случаев.

Также разработан законопроект, вводящий в России казенные дома нового типа: тюрьмы трех видов и колонии-поселении двух типов. ФСИН предлагает внести соответствующие поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, которые узаконят новую систему.

В проектах предлагается предусмотреть ряд важных вещей. Речь идет о расширении оснований для перевода осужденных из одного региона в другой. Сегодня арестанту трудно переехать по желанию из одного казенного дома в другой. У граждан начальников есть свои соображения, которыми они руководствуются. Скажем, есть угроза безопасности человека или человек сам опасен. Личные вопросы – семья далеко, родители болеют – в перечень уважительных причин для переезда не входят. Теперь закон даст шанс человеку на понимание. И помощь в переезде.

Другая новация: предлагается законодательно закрепить возможность создания попечительских советов при казенных домах. А если у арестанта нет денег на оплату почтовых расходов, он получит возможность отправлять жалобы и ходатайства за счет администрации. Такая норма тоже обсуждается.

Особая социальная среда будет создаваться и для инвалидов за решеткой. Отбывать срок они будут, скорее всего, в отдельных бараках, оборудованных специально для людей с ограниченными возможностями.

Еще одна социальная норма: предлагается повысить до 4 лет возраст детей, которым разрещено жить в колониях вместе с мамами. Сегодня бывает так, что ребенку исполняется 3 года, а мама все еще должна сидеть. В лучшем случае она отдаст его родственникам. В худшем – маленького человека отдадут в детдом. Как ни парадоксально, но, похоже, гуманней в таком случае оставить ребенка вместе с мамой за решеткой. А для женщин, которые арестованы и содержатся в следственных изоляторах вместе с детьми (бывает так, что отделить ребенка от матери невозможно), предлагается расширить метраж в камере – до 10 квадратных метров.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5746