Больше не садитесь



Одобрена идея создания особой службы, которая поможет бывшим арестантам устроиться на воле, а также присмотрит за осужденными, наказанными без тюрьмы.

Под надзор новой службы могут попасть более миллиона человек. Как сообщил заместитель министра юстиции Александр Смирнов, сейчас создается межведомственная рабочая группа, которая подготовит правовые основы создания службы пробации (именно так она будет называться). По его словам, руководящую роль в группе будет играть Государственно-правовое управление президента России. К работе над проектом будут привлекаться и представители юридической науки.

По расчетам тюремного ведомства, ежегодно только условно-досрочно выходят на свободу около 120 тысяч человек. Еще больше выпускают на волю тех, у кого истек срок. Среди вчерашних арестантов совершенно разные люди. Одни по-прежнему опасны, такие рано или поздно вновь окажутся за решеткой. Другие и рады забыть о прошлом, но общество не готово их принять.

Служба пробации должна дать шанс тем, кто еще не потерян для закона. Речь не столько о гуманности, сколько о тонком расчете: чтобы не плодить преступников. Поэтому социальные работники помогут человеку устроиться на воле. На первых порах ему, возможно, даже предоставят место в общежитии. Не исключено, что новая служба будет брать под опеку граждан еще на стадии расследования и даже принимать участие в обсуждении наказания преступнику.

Подобная практика существует в ряде стран, чей опыт изучался нашим тюремным ведомством. В Англии, например, инспекторы службы пробации изучают подследственных и дают свои заключения суду: готовы ли они взять такого человека, так сказать, на поруки. Если "да", судьи возражают редко. Во всяком случае, так рассказывали корреспонденту "РГ" сами сотрудники английской службы пробации. Альтернативные наказания широко применяются и у нас. В прошлом году к обязательным работам были приговорены 81530 человек. Ограничение свободы получили 7893 человека.

Эксперты Федеральной службы исполнения наказаний прогнозируют, что количество осужденных к ограничению свободы в качестве основного и дополнительного наказания составит 300 тысяч человек. Дополнительное – это когда ограничение свободы дается как бы в нагрузку к тюремному сроку. Осужденный, отбыв положенное за решеткой, должен будет некоторое время находиться, условно говоря, на коротком поводке. Ограничение свободы подразумевает жесткий контроль и массу запретов. Реальный срок получают около трети осужденных. Но при этом так получается, что за решеткой находится больше человек, чем на учете уголовно-исполнительных инспекций, контролирующих преступников, получивших альтернативные наказания.

Как полагают в минюсте, в будущем баланс должен измениться: арестантов станет меньше, чем поднадзорных на воле. А специальная служба надзора за вчерашними заключенными, скорее всего, будет развернута на базе уголовно-исполнительных инспекций ФСИН.

Петр Орлов, "Российская газета" – Столичный выпуск №5486 (110)