Будет исполнено



17 сентября в Москве состоялось совместное заседание Общественной палаты и Федеральной службы судебных приставов, посвященное анализу исполнения судебных решений.

Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы совместно с Федеральной службой судебных приставов в четверг, 17 сентября в бизнес-центре Александр-хаус провела слушания «Об исполнении судебных решений».

В заседании приняли участие руководители госструктур, среди которых Директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков, его первый заместитель Сергей Сазанов, заместитель Министра юстиции РФ и уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека Георгий Матюшкин, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Рамиль Искужин. Среди представителей общественности в дискуссии участвовали члены Общественной палаты Анатолий Кучерена, Ольга Костина, Олег Зыков, Генри Резник, Мария Каннабих, директор Института прав человека Валентин Гефтер, писатель Михаил Веллер.

В ходе заседания обсуждалась проблема повышения эффективности исполнения судебных решений в России, а также внесенные в Госдуму законодательные инициативы, направленные на совершенствование механизмов возмещения вреда, причиненного в результате преступления, расширение полномочий судебных приставов и создание механизма компенсаций за нарушение права на судопроизводство и исполнение судебного акта в разумный срок.

Будет исполненоГлавный судебный пристав России Артур Парфенчиков отметил важность проводимых слушаний, подчеркнув, что реформы в области осуществления правосудия всегда должны осуществляться открыто. «Нам очень важно, чтобы весь процесс принятия мер проходил не кулуарно, а с широким общественным обсуждением» – заявил Парфенчиков. Подкрепляя свое заявление делом, директор ФССП рассказал общественникам о законодательных предложениях, разработанных службой.

Так, предлагается наделить судебных приставов-исполнителей полномочиями по временному ограничению отдельных специальных прав должника (например, права на вождение автомобиля). Подобное предложение вызвало множество откликов среди участников слушаний, ведь, по мнению многих из них, такие ограничения должны налагаться исключительно в судебном порядке. В результате оживленной дискуссии Парфенчиков подчеркнул, что подобные ограничения не будут накладываться в случае, если деятельность, осуществляемая по специальному праву, является для должника основным источником дохода.

Предложение по введению накопительной системы задолженностей и списыванию минимальных сумм не встретило серьезных возражений, ведь Федеральная служба судебных приставов, по словам Парфенчикова, ежегодно тратит на взыскание копеечных долгов до 5 миллиардов рублей.

Широкий резонанс вызвал вопрос о необходимости законодательного закрепления принципа соотношения наказания с позицией обвиняемого по возмещению вреда, нанесенного потерпевшему. Главный судебный пристав отметил, что в России сегодня ни судебные, ни правоохранительные органы не исследуют ситуацию, связанную с возмещением вреда жертве преступления. В то время как во многих зарубежных странах система в этой области хорошо налажена: обвиняемый не может обращаться в суд с прошением о досрочном освобождении, не возместив ущерб потерпевшему.

Будет исполненоРазвивая эту тему, руководитель правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина отметила, что Федеральная служба судебных приставов – на сегодняшний день единственное ведомство, которое предпринимает конкретные шаги к правовой реформе. «Президент России еще 8 мая на заседании Совбеза РФ дал распоряжение разработать комплекс мер, направленных на создание условий для эффективной защиты потерпевших и полноценной компенсации нанесенного им вреда, а также гуманизации уголовного законодательства, – заявила Костина. – Однако до сих пор так ничего и не было сделано».

Действительно, за прошедшие несколько месяцев фактически единственным конкретным действием в этом направлении стал законопроект, подготовленный службой судебных приставов, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Проект направлен на изменение процедуры наказания при наличии смягчающих обстоятельств. В частности, лишение свободы не назначается в отношении лиц, добровольно возместивших ущерб и моральный вред, причиненный в результате преступления. Однако и Минюст, и Общественная палата дали отрицательные заключения на законопроект. «Меня приводит в недоумение, что абсолютно формально к проблеме подошла не только Общественная палата, но и Министерство юстиции, – сказала Ольга Костина. – Законопроект действительно спорный, но это не значит, что от него нужно просто отписываться, его нужно обсуждать, корректировать, над ним нужно работать».

Участники дискуссии поддержали мнение Ольги Костиной, в результате чего было принято решение создать специальную рабочую группу по доработке законопроекта.