Цена бескорыстия



В Совет Федерации продолжают поступать отклики из регионов о том, как следует поправить и доработать нашумевший законопроект “О добровольческой (волонтерской) деятельности”.

Законодатели, что бы о них не думали, тоже люди, поэтому их фантазия обычно произрастает из конкретной проблемы. Когда вологодская облдума обращалась в Совет Федерации прошлой весной с предложением создать федеральный закон, регулирующий деятельность волонтеров, то попутно законотворцы решали вопрос о борьбе с лесными пожарами в области. В Совете Федерации создали рабочую группу по подготовке законопроекта и сразу же столкнулись с критическими отзывами от структур гражданского общества.

Действительно, законопроект не только описывает виды, цели, задачи, понятия деятельности добровольцев, но и вводит предложение о создании федерального органа исполнительной власти, который бы этим занимался. Не говоря уж о предложении ввести личные книжки для добровольцев, которые бы учитывали все их добрые дела и предполагали бы некоторые награды, хотя в первых же статьях проекта волонтерство описывается как “бескорыстная деятельность”. Надо сказать, что в отзывах от регионов по этому поводу совершенно разные мнения. Так, в Татарстане, где уже есть практика привлечения волонтеров (Совет министров республики ссылается на опыт Дирекции Всемирной летней универсиады), считают, что их сотрудничество надо оформлять специальным договором и предусмотреть возможность возмещения материальных убытков добровольцем. Другие же субъекты Федерации считают, что даже введение понятия подарков, свободных от налогообложения, с бескорыстностью не сочетается никак.

“Основная задача этого закона – отделить волонтерскую деятельность от трудовых отношений, – поясняет сенатор Александр Борисов, – ведь волонтер никому не подчиняется, он не обязан, например, соблюдать правила трудового распорядка”.

Пока же все путаются даже в терминах “волонтер” и “доброволец”. Борисов, впрочем, считает, что это одно и то же.

Очень беспокоятся в регионах и о деньгах: правительство Республики Бурятия подсчитало, что введение личных книжек и сопутствующие расходы могут составить до 80 млн рублей, а источники финансирования прописаны нечетко. Впрочем, Борисов уточнил, что и регистрация, и личные книжки по замыслу авторов должны быть исключительно добровольным делом.

Любопытно, что многие регионы (а отзывы прислали уже около 70 субъектов Федерации) скептически оценили пункт о том, что добровольческая деятельность “не может быть направлена на поддержку определенных политических партий” и предложили свои, более корректные редакции (например, о запрете на поддержку запрещенных судом экстремистских партий – предложила Ростовская область). “Этот пункт нуждается в определенной корректировке”, – соглашается Борисов.

“Наше общество развивается, и люди занимаются волонтерством не только в связи с чрезвычайными ситуациями, – объясняет причины своего интереса Александр Борисов, – но у нас добровольцами работают от 1 до 3 % населения, а в Норвегии, например, до 40 %. Многие хотели бы принять участие в добровольческой деятельности, но просто не знают, как, и мы хотим им помочь”.

Сейчас сенаторы ждут получения отзыва от правительства и надеются, что уже весной смогут внести законопроект после доработки в Госдуму.

Анна Закатнова, “Российская газета” – Федеральный выпуск №6017