- 05.10.2011
Чиновники ответят за бандитов
Очень важные для подавляющего числа наших граждан предложения в законодательство подготовили в МВД России. Речь идет о проведении проверок по сообщениям о преступлениях, которыми до недавнего времени занималась милиция, а теперь – полиция. Вместо максимального срока в десять дней, на который может рассчитывать дознаватель, предлагается выделить ему целый месяц – тридцать суток, если требуется проведение медицинского исследования. Ведь как бывает? Например, в какой-то деревне избили, более того – покалечили человека. Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает срок проведения проверки по сообщению о преступлении в течение трех дней. Потом руководитель органа дознания может продлить этот срок до десяти суток. И только в эти сроки принимается решение о возбуждении уголовного дела. Или об отказе в возбуждении.
Казалось бы, к чему все эти бюрократические тонкости и проволочки? Есть заявление об избиении, есть потерпевший. И вся деревня знает, кто его избил. Бери и отводи его сразу в суд.
Но есть еще и некоторые нюансы. Уголовное дело нельзя возбудить без заключения медицинского исследования о том, что человек получил увечья. Причем эти исследования проводятся не в полиции, а в специальных учреждениях системы здравоохранения.
Специалисту не прикажешь бросить все свои дела и срочно готовить нужную бумагу. Да и нередко вокруг деревни в радиусе тысячи верст есть только он один, кто и может провести исследование. А то и вовсе никого из медиков нет – человек в отпуске, болен или уволился. И случается, что за десять дней нужную справку никак не удается получить – расстояния и дороги у нас пока не европейские. Тем более на Севере, в Сибири, Забайкалье или на Дальнем Востоке. Приходится отказывать в возбуждении уголовного дела, пускаться на всякие ухищрения, чтобы опять начать проверку. Время идет, негодяй – на свободе, а потерпевший, да и все окружающие перестают верить, что полиция их сможет хоть как-то защитить. Однако если продлить срок проверки хотя бы на месяц, можно добиться правосудия.
В управлении по организации дознания МВД России корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что разработан законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Что важно, эту новеллу поддержали многие правоохранительные и силовые ведомства – МЧС, ФСБ, ФССП, ФТС и в том числе министерство обороны. В ближайшее время документ будет направлен на рассмотрение в правительство для последующего внесения в Госдуму. Предварительно еще предстоит согласование в минюсте и Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.
Не только эту, но и многие другие, скажем так, нестыковки нашего уголовного законодательства стремятся изменить в недавно созданном управлении. Выделение этого подразделения в отдельную, самостоятельную структуру в системе МВД – одна из важных организационных новаций полицейской реформы. Причем результаты этой новации ощутят на себе простые люди.
Именно милицейские, а теперь – полицейские дознаватели занимаются расследованием. На сегодняшний день в форме дознания органами внутренних дел расследуется свыше ста составов преступлений.
По сути это подавляющее большинство всех криминальных происшествий. Для органов дознания важно не только раскрытие, но и предотвращение возможных преступлений. Причем предотвращение важнее. Пресловутые "палки" за раскрытие правонарушений уже не являются главным критерием для положительной оценки работы полицейского. Главное – спокойствие на вверенной территории.
Сделать это можно. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 17.7, предусматривающая ответственность за невыполнение представлений органа дознания.
Скажем, в городе или поселке на какой-то улице по ночам регулярно происходят грабежи. Да, полиция может выставить здесь дополнительный пост или патруль. И выставит. Но местной власти присылают представление: сделать эту улицу освещенной, оборудовать ее видеокамерой. Тогда вряд ли кто из грабителей при всем этом комплексе защиты решится устроить здесь свою засаду. Орган дознания всегда рекомендует руководителям предприятий, директорам школ, больниц и детских садиков оборудовать по периметру своих территорий системы безопасности и видеонаблюдения, нанимать вневедомственную или частную охрану. И руководитель, получивший такое "письмо счастья", обязан принять рекомендованные меры и отчитаться за них в соответствии с административным кодексом.
Помните недавний печальный случай в Хабаровском крае, когда была ранена от взрыва самодельного устройства маленькая девочка в детском садике? Расследование всех обстоятельств этого происшествия взял на свой личный контроль министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. Как выясняется, администрация этого садика не выполнила представление полиции, то есть органа дознания, об обеспечении всех мер безопасности своего учреждения. Вернее, выполнила всего на 40 процентов. Не исключено, что ответственность понесет не только террорист, но и директор детсада.
Правда, эта статья КоАП до недавнего времени, мягко говоря, не работала. Все эти представления и рекомендации ходили по замкнутому кругу: от дознавателя – к участковому и обратно. Директор, допустим, градообразущего предприятия такие бумажки просто выбрасывал: что ему указания какого-то старшего лейтенанта? Тем более он не утруждал себя ответами. Вот и выходит, что статья КоАП вроде бы и есть, а толку нет.
В новом управлении по организации дознания МВД сумели заставить эту статью работать. Специалисты проанализировали, почему так происходит, и поняли: от неопытности местных дознавателей. В управлении составили специальные макеты подобных административных дел. По сути, это детальные учебные инструкции, алгоритмы действий: какие бумаги и как их составлять, кому представлять и на что ссылаться. И когда появились составленные по этим схемам документы, их восприняли весьма серьезно – многие руководители на местах оказались привлечены к ответственности.
Представьте, что скажут жители, они же – потенциальные избиратели, когда полиция и прокуратура вполне официально заявят, что в череде уличных преступлений косвенно виноват, скажем, их глава администрации? Хотя бы в том, что не принял нужные профилактические меры. И за это оштрафован. Появились и результаты. Уже в десяти процентах российских регионов местные власти мгновенно и стопроцентно отчитываются о выполнении всех законных предписаний органов дознания. Разумеется, благодаря таким мерам уменьшается количество преступлений.
Михаил Фалалеев, "Российская газета " – Федеральный выпуск №5598 (222)