День защиты детей



Проект закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав российских граждан", который называют "законом Димы Яковлева", первый замруководителя фракции КПРФ Сергей Решульский предложил рассмотреть во втором чтении со всеми поступившими на него поправками, в том числе и связанными с денонсацией российско-американского соглашения по вопросам усыновления. Решульский напомнил, что "коммунисты говорили, что нельзя ратифицировать такое соглашение, но тогда их не послушали". "Поэтому, – считает Решульский, – надо исправить эту ошибку". Большинство его поддержало.

"Единоросс" Ольга Баталина заметила, выступая с думской трибуны в начале пленарного заседания, что "международное усыновление ни для одной страны не является нормой". "И вообще, – сказала "единоросс", – это достаточно безнравственно – перекладывать заботу о российских детях на плечи граждан любой другой страны. Мы не имеем права лишать их родного дома, родной страны, возможности изучения родных традиций, приобщения к истории той страны, в которой они родились". Однако, по мнению Баталиной, говоря о запрете усыновления в другие страны, "мы должны сделать все, чтобы российские дети, которые сегодня проживают в социальных учреждениях – а таких детей у нас порядка ста тысяч, – должны иметь возможность найти на территории нашей страны приемную семью".

Депутат полагает, что если в институте международного усыновления возникает хоть малейшее сомнение в обеспечении безопасности детей, то это может стать основанием для того, чтобы ввести запрет или ограничения. "В отношении США такие сомнения сегодня есть, и обоснованные", – заявила Баталина. И пока "позиция американской стороны не изменится, пока мы не увидим открытый, заинтересованный подход в отношении российских детей, пока мы не будем уверены в том, что российским детям там действительно рады и готовы обеспечить им нормальное развитие и безопасность, говорить о возможном открытии усыновления не стоит", – предупредила Ольга Баталина.

Поправка о запрете усыновления (удочерения) российских детей гражданами США, предложенная либерал-демократом Еленой Афанасьевой и "единороссом" Екатериной Лаховой, была вынесена на отдельное голосование. На этом настаивал Сергей Решульский, полагающий, что по такому вопросу позиция каждого должна быть видна. 388 депутатов поддержали запрет, 17 проголосовали против, один воздержался. Во втором чтении законопроекта, ставшего ответом Думы на принятый в США "Акт Магнитского", думцы предусмотрели также дополнительные меры. Вводится норма, приостанавливающая деятельность НКО, которые занимаются на территории РФ политикой и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан и организаций Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы или осуществляют иную деятельность, которая представляет угрозу интересам Российской Федерации. Деятельность такого рода организаций может быть восстановлена после того, как эти НКО будут вне политики и откажутся от своих вредоносных программ. Другая норма устанавливает, что гражданин РФ, имеющий гражданство США, не может быть членом некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности в Российской Федерации.

Думой было поддержано предложение, распространить действие закона, ограничивающего въезд в нашу страну, на граждан государств, где приняты решения, подобные "Акту Магнитского".

Депутаты приняли проект закона с уточненным названием "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" во втором чтении. За документ проголосовали 400 депутатов при необходимых 226, против – четверо, двое – воздержались.

Дословно

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заверил, что происходящее в Госдуме вокруг законопроекта "Димы Яковлева", который, в частности, предусматривает запрет на усыновление российских детей американцами, является инициативой исключительно самих парламентариев, а не исполнительной власти, в том числе Кремля. "То, что происходит сейчас в Думе, это вполне естественная, поначалу эмоциональная, но по мере проработки более продуманная ответная позиция наших депутатов на весьма недружественный акт со стороны американских партнеров, который никоим образом не соответствует атмосфере перезагрузки. Депутаты отреагировали. Это их решение. Это их позиция, это их инициативы", – сказал Песков в интервью телеканалу "Россия 24". "Вполне понятна такая жесткая, эмоциональная реакция российских парламентариев. Разумеется, линия исполнительной власти более сдержанная, но с учетом известных антироссийских проявлений президент России Владимир Путин с пониманием относится к позиции, занимаемой российскими законодателями", – сказал Песков журналистам.

Тамара Шкель

Громкие дела

Хуже собаки

В последнее время в СМИ активно обсуждается тема усыновления американцами российских граждан: приводится аргументация за и против. В пылу эмоций забывается один существенный момент. То, что США часто демонстрируют неспособность к адекватному наказанию "своих" и "чужих", и особенно в отношении "детских дел". "РГ" в свое время писала о "слепости американской Фемиды", о "двойных стандартах" в части приговоров по отношению к своим гражданам и выходцам из других стран.

Когда заходит речь о степени наказания в США для тех, кто обижает невинных малышей, поражает неадекватность вынесенных приговоров. Во многих случаях, когда противоправные деяния допускаются в отношении детей, родившихся в России, американские "горе-родители" получают двух-, трехлетние сроки. Или вовсе отделываются штрафом, порицанием и общественными работами. Не спорим, случаи адекватных наказаний таких истязателей были. В 1990-е годы одну из усыновительниц, издевавшуюся над ребенком из России, посадили на целых 20 лет.

Однако статистика последних лет доказывает, что виновные отсиживают в тюрьме едва ли не половину срока. А ведь только по официальным данным, за последние 10 лет гражданами США убиты 19 российских детей. Пожалуй, самым громким является дело Вани Скоробогатова, которого вместе с сестрой Дашей усыновители, супруги Крейвер, вывезли с российского Урала в США в возрасте одного года. В 2009 году Ваня очутился в больнице с более чем 80 ранами на голове и на теле, в состоянии полного истощения. Мальчик умер, так и не придя в сознание.

Проведя в местном СИЗО 19 месяцев по обвинению в убийстве Вани, Крейверы были выпущены на свободу. Все потому, что судья приговорил их лишь к 16 месяцам заключения. Получается, "бедолаги" даже пересидели в тюрьме целых три месяца. Цинизм ситуации еще и в том, что на днях супруги потребовали вернуть им девочку, сестру Вани, а также пересмотреть решение суда. Они попытаются доказать, что убитый мальчик сам нанес себе 80 ран.

Неполный срок провели в тюрьме супруги Роберт и Бренда Матей, у которых погиб 7-летний русский мальчик Виктор Тулимов. На его также истощенном теле были обнаружены многочисленные синяки и побои. Изначально преступники были приговорены в 2004 году к 10-летнему заключению. Однако приговор дважды пересматривался: в итоге пара освободилась уже в 2008 году.

В июле 2007 года супружеской чете Лещински, которые пошли на сделку со следствием, за издевательства над тремя приемными детьми из России дали условный срок в 4 года и приговорили к 400 часам общественных работ. В прошлом году Джессику Бигли, которую признали виновной в жестоком обращении с усыновленным в России 7-летним Даниилом Бухаровым, приговорили к 180 дням условного заключения и штрафу в 2,5 тысячи долларов.

В отношении же "своих" все обстоит по-другому. В 2002 году к пожизненному заключению была приговорена 37-летняя Андреа Йетс, которая, для того чтобы "спасти их от дьявола", утопила пятерых детей. В 2005 году в Монтане казнили 51-летнего Вернона Брауна. Он задушил двух несовершеннолетних девушек. В 2009 году пожизненно и без права помилования сел 25-летний Хосе Кастанеда, задушивший двухлетнего сына своей подруги. Не пощадила Фемида и мать убитого мальчика: она получила 17 лет тюрьмы за укрывательство преступника и жестокое обращение с ребенком.

А теперь о том, какие тюремные сроки получают в Америке те, кто истязает животных. По законодательству преступления против животных являются ни много ни мало – тяжким уголовным преступлением. Например, в Аризоне за истязание собаки можно сесть в тюрьму на 5 лет.

В Луизиане за жестокое обращение с животным, совершенное при отягчающих обстоятельствах, предусмотрено тюремное заключение от 1 до 10 лет. Это не говоря о многотысячных штрафах. С них, как правило, и начинается наказание. Сейчас вся Америка напряженно следит за поиском живодеров, которые вот уже несколько месяцев истязают и убивают дельфинов в водах Мексиканского залива. Преступникам не позавидуешь: их, в случае поимки, однозначно ждет "повсеместное проклятие", огромный штраф и тюремное заключение сроком в один год. Получаются, что российские дети в США приравнены к дельфинам, но оказываются "хуже собаки"?

Игорь Дунаевский, Максим Макарычев

Гражданская экспертиза

Дефицит милосердия

Сегодня, когда все спорят о международном усыновлении, его гуманности и двойных стандартах, российский средний класс пока не спешит блеснуть милосердием. Почему обеспеченные россияне стесняются проявлять свои лучшие душевные качества? Почему покупка очередной яхты становится важнее, чем приютить ребенка из детдома? Что может изменить ситуацию, рассуждает писатель Алексей Варламов.

Алексей Николаевич, почему наши "среднеклассники" спешат обзавестись очередной яхтой или самолетом, но не торопятся взять сироту?

Алексей Варламов: Ну почему же, я знаю достаточно таких историй, просто люди стараются не предавать их гласности. Я думаю, что должно пройти какое-то время. Наш средний класс – очень молодое образование. Человек, которого очень долго держали в голоде или взаперти и которому вдруг дали все, еще не насытился, ему еще пока кажется, что яхты и самолеты – это самое важное. Чтобы люди почувствовали в себе потребность заниматься милосердием, должно пройти время. Но я думаю, что мы неизбежно к этому придем. А пока мы должны признать, что еще не готовы.

Может ли кто-то задать моду на милосердие? В последнее время мы стали очень злы друг к другу.

Алексей Варламов: Заметьте, это происходит не только у нас, но и в той же Америке. С одной стороны там ужасающая статистика бытового насилия, а с другой – невероятное милосердие, которое уравновешивает это насилие. Оно как защитный механизм. Народ нутром понимает, что жестокость надо чем-то уравновешивать. Мы тоже страна крайностей, но наши полюсы добра и зла пока в какой-то другой плоскости находятся.

Чтобы усыновить чужого ребенка, надо полностью переменить свою жизнь. Кроме этого, иметь определенный образ жизни, который у нас сегодня мало кому доступен. Не так много людей у нас имеют хороший просторный дом, чтобы рядом была хорошая школа, детсад. В нашей стране детей берут подвижники. Я не думаю, что в американском варианте это так. У Тургенева есть стихотворение в прозе о крестьянской бедствующей семье, которая берет себе сиротку. Им может не хватить на соль, а мать говорит: ну и ладно, без соли съедим. Но это милосердие было присуще именно деревенскому миру.

Но ведь у нас когда-то была эта философия дома?

Алексей Варламов: Я думаю, наше понятие дома берет начало от того "лада", о котором писал Белов, может быть, немного идеализируя русскую деревню. Там тоже была жестокость, но она уравновешивалась милосердием, была органическая жизнь. Взять сироту было нормой жизни. Люди были так воспитаны. В советское время эта органика жизни дико нарушилась. Страна была вынуждена развиваться бешеными темпами, полстраны жило в бараках, лагерях, коммуналках. Плюс войны, после которых появлялось огромное количество сирот, с которым только частным образом справиться было невозможно. Государство было вынуждено решить эту проблему. Десятилетиями у нас культивировался стереотип, что государство заботится о сиротах. Это очень остро чувствовал Андрей Платонов.

Десятилетиями мы думали, что сироты – это государственное дело. А сегодня, когда государство пытается передоверить свои функции гражданам, они оказываются психологически не готовы к этому. Тематические фильмы и телепередачи, попытки ввести усыновление в моду не спасут ситуацию. Быстро решить эту проблему будет трудно.

Татьяна Владыкина

"Российская газета" – Федеральный выпуск №5966