Для создателей незаконных дипфейков напишут уголовную статью



alttext



Концепцию борьбы с киберпреступлениями разработали в российском кабмине

В России выделят новые категории преступлений, связанных с интернетом и цифровыми технологиями. Появится и специальная цифровая платформа, при помощи которой правоохранительные органы, Центробанк и операторы связи смогут оперативно обмениваться информацией, расследовать преступные инциденты в киберпространстве и выявлять злоумышленников, которые за ними стоят. Такие положения содержатся в Концепции государственной системы противодействия преступлениям, совершаемым с помощью информационно-коммуникационных технологий, которую Правительство утвердило 9 января. Как будет работать система, какие нововведения она предполагает и удастся ли с ее помощью положить конец киберпреступности, выясняла «Парламентская газета».

Почему появилась концепция?
Согласно документу, в 2024 году интернетом в России пользовались более 130 миллионов человек — это около 90 процентов населения страны. Из них 106 миллионов, или более 81 процента, — завсегдатаи социальных сетей. Параллельно с распространением интернета растет и количество киберпреступлений. За последние пять лет оно увеличилось более чем в два раза — с 294 тысяч в 2019-м до 677 тысяч в 2023-м.

«В структуре преступлений данной категории в 2023 году преобладали кражи и мошенничества, которые составили почти три четверти таких преступлений (70,2 процента), — отметили составители концепции. — Каждое восьмое преступление (12 процентов) совершалось с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств и психотропных веществ. Экономическую направленность имеют 3,4 процента преступлений, экстремистскую направленность и террористический характер — 0,2 процента».

Добавляют остроты «сложная международная ситуация», вызвавшая активизацию транснациональных преступных групп, и «виктимное поведение» самих пострадавших, связанное с низким уровнем правовой и финансовой грамотности.

Оперативный обмен и новые виды преступлений
Основное нововведение — создание специализированной цифровой платформы, при помощи которой могли бы оперативно обмениваться информацией Центробанк, кредитные организации, операторы связи и правоохранительные органы. Предполагается, что через платформу будут передавать информацию, необходимую для установления обстоятельств противоправных деяний и лиц, которые могут быть к ним причастны. Судя по описанию, платформа предназначена для расследования преступлений как в сфере мобильной связи, так и в интернет-пространстве. А вот хакерские атаки и прочие инциденты — видимо, ввиду их потенциальной разрушительности и особой значимости, в том числе для безопасности всего государства, — проходить через нее не будут.

«То, что нам для победы над цифровой преступностью необходима синхронизация действий всех причастных ведомств, было очевидно, строго говоря, еще в середине прошлого года, — сказал «Парламентской газете» председатель правления Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. — Причем тут намного важнее не столько даже появление специализированной цифровой платформы, сколько разработка специально для нее нормативно-правовой базы. Потому что любое ведомство очень чувствительно относится к своей внутренней оперативной информации. Поэтому обмен ею зачастую оказывается сильно затруднен. Если эти трудности удастся преодолеть, я думаю, это станет хорошим подспорьем в деле выявления разнообразных преступных инцидентов в цифровом пространстве, а также тех, кто за ними стоит».

Также в разработке находится механизм, который позволит оперативно приостанавливать операции с деньгами, в том числе электронными, авансовыми платежами за услуги связи, использовавшимися в преступной деятельности.

«Если говорить о платежах между людьми внутри страны, то тут у нас достаточно много регуляторных механизмов, — отметил Клименко. — Кроме того, сейчас в среде мошенников почти никто не пользуется схемой, при которой деньги, полученные от жертвы, выводятся наличными — для этого нужно как минимум найти банкомат без видеокамеры, а их практически не осталось. И отмыв преступных денег, и финансирование разного рода преступных операций сегодня совершаются при помощи криптовалют. Соответственно, именно с криптовалютами, на мой взгляд, этот механизм и будет связан, потому что без надлежащего регулирования в этой области финансовые потоки киберпреступникам пресечь не удастся».

Еще одним перспективным направлением работы авторы концепции называют совершенствование уголовного законодательства. В частности, в нем должны появиться новые определения видов преступлений, совершенных с использованием мобильной связи и интернета. Какими именно они будут, в документе не сказано, однако опрошенные «Парламентской газетой» эксперты отмечают, что речь может идти о полноценных новых статьях или даже целых разделах Уголовного кодекса.

«В последние годы появилось много вещей, которые даже не совсем понятно, как именно классифицировать, но которые при этом имеют серьезный разрушительный и преступный потенциал, — отметил заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов. — Так, например, нам совершенно точно необходимо предусмотреть наказание за создание цифровых двойников человека — даже если они изначально создавались без каких-либо противозаконных намерений. Но если сам человек на это согласие на давал, это, безусловно, должно расцениваться как преступное деяние».

Также в концепции предлагается уделить особое внимание повышению уровня осведомленности граждан о методах мошенников и способах защиты от их действий — в том числе путем реализации на региональном и муниципальном уровнях полноценных профилактических программ.

«План мероприятий по реализации концепции в шестимесячный срок поручено разработать МВД совместно с заинтересованными органами власти при участии Генпрокуратуры, Следственного комитета и Банка России», — заключили в кабмине.

Николай Козин. Парламентская газета.