Долгие годы расплаты



Приговор Мосгорсуда, который был вынесен Денису Евсюкову в минувшую пятницу и согласно которому бывший начальник ОВД «Царицыно» приговорен к пожизненному заключению, позволит адвокатам пострадавших в ходе апрельской бойни в супермаркете «Остров» повторно подавать иски о компенсации морального вреда к Минфину РФ.

Как заявила вчера «НИ» адвокат потерпевших Людмила Айвар, своеобразной «зацепкой» для них послужит тот факт, что патроны, которыми Евсюков расстреливал людей, он взял из хранилища ГУВД Москвы, и ведомство тем самым может считаться «источником повышенной опасности». Материальную же ответственность перед гражданами за МВД несет именно Минфин.

В минувшую пятницу тройка судей Мосгорсуда признала Дениса Евсюкова полностью виновным в двойном убийстве и покушении на убийство 22 человек. Суд также счел доказанной и вину Евсюкова по статье 317 УК РФ «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов». Обвинения же по части 1 статьи 222 УК РФ «незаконный оборот оружия» с него сняли, так как следователи не объяснили, каким образом к Евсюкову попал пистолет Макарова, числившийся с 2000 года в розыске. Похвалы начальства и коллег, рассказавших на заседаниях о собранности и инициативности подсудимого, судьи сочли смягчающим обстоятельством.

Кроме того, суд удовлетворил гражданские иски к Евсюкову. Жена Сергея Евтеева (убитого водителя-частника, подвозившего бывшего майора) Юлия Погонина требовала взыскать с подсудимого более 120 тыс. рублей за ущерб, нанесенный машине Chevrolet Lanos, в которой был убит ее муж. Аптеке «Ригла» Евсюков должен выплатить около 5 тыс. рублей за разбитые окошко выдачи, дверцу шкафа и два комплекта антицеллюлитного средства. «На добровольное исполнение решения суда дается 10 дней. В данном случае должник находится под арестом, не работает, – объясняет «НИ» адвокат Погониной Людмила Айвар. – Служба судебных приставов может начать поиски по госреестрам имущества Евсюкова. Например, конфискуют и оценят автомобиль, а деньги после реализации отдадут потерпевшим».

На основании вынесенного приговора адвокаты потерпевших намерены повторно обращаться в суд с исками о компенсации морального ущерба их доверителям. «До 1 марта подсудимому дается возможность обжаловать решение суда. Полагаю, это будет сделано, и кассация займет месяц-полтора. После этого мы обратимся с исками к Министерству финансов», – сказала г-жа Айвар. Адвокат пояснила, что Евсюков взял патроны, которыми стрелял, из хранилища ГУВД Москвы, тем самым ведомство стало источником повышенной опасности. Материальную ответственность перед гражданами в данном случае несет Министерство финансов.

МВД и Минфин ранее указывали на то, что людей Евсюков расстреливал, находясь не при исполнении. Следовательно, преступление он совершил не как сотрудник правоохранительных органов, а как рядовой гражданин РФ. Иск надо подавать к нему, а не к государству. Но адвокаты полагают, что Федеральное казначейство, где выделен специальный счет для погашения исков от граждан, вполне может компенсировать пострадавшим моральный и материальный ущерб, а потом попытаться взыскать эту сумму с Евсюкова. Адвокат Игорь Трунов напомнил «НИ», что в 2006 году Хорошевский суд Москвы взыскал 1 млн. 800 тыс. рублей с осужденных за подрывы жилых домов в Москве в пользу пострадавшей Тамары Горбылевой. С тех пор женщина получила только 50 рублей. «Евсюков обязан будет в местах лишения свободы работать и зарабатывать. Но в первую очередь эти деньги пойдут на отчисление налогов, в Пенсионный фонд, во вторую очередь – на алименты родителям, в третью – на содержание его самого, – перечисляет г-н Трунов. – Затем государство гарантирует, что не менее 25% будет зачислено на его лицевой счет – для походов в тюремный магазин». Пострадавшие получают деньги последними.

Муслим ХАЙБУЛАЕВ, отец пострадавшего Ильи ГЕРАСИМЕНКО:

– До сих пор ни Евсюков, ни его родственники лично к нам не обратились и не предложили никакой помощи. Мы бы ничего не взяли, потому что слышать о них не хотим. Но принести извинения стоило бы. Я думаю, после вынесения приговора Илье нужно забыть все произошедшее как страшный сон. Дали Евсюкову пожизненное, и ладно. Мне кажется, хорошо, что Илья не успел испугаться во время стрельбы. Одна пуля попала под сердце, другая прошла под ухом и раздробила челюсть, он потерял сознание. Очнулся только в больнице на Коломенской. Через месяц его перевели в челюстно-лицевую хирургию еще на 25 дней. Там к нему приходил психолог, но сын все равно ненавидит Евсюкова. Даже в двадцатилетнем возрасте такое тяжело пережить. Сейчас из-за проблем со здоровьем Илья неделю учится, неделю дома сидит. Мы боимся за него, пуля осталась под сердцем, а он ведь мальчик, вдруг подерется или его кто толкнет. Ждем, когда будет решение по нашему иску в Европейском суде, чтобы оплатить сыну дорогостоящее лечение.

МАРИЯ МОРОЗОВА, "Новые Известия"