Долговые обязательства



Депутаты приняли в первом чтении пакет президентских законопроектов, которые предлагают меры по наведению порядка в органах внутренних дел.

Полпред президента в Госдуме Гарри Минх конкретизировал первоочередную задачу, решаемую в рамках этих законопроектов: "Очистить ряды милиции и спецслужб от недобросовестных работников". Однако добавил, что законодательные инициативы Дмитрия Медведева создают также условия для эффективной работы тех сотрудников ОВД, которые честно и добросовестно исполняют свой долг. И все это делается для того, чтобы обеспечить более эффективную защиту прав и законных интересов россиян.

Не поддержать такие намерения было невозможно. Думцы и сами давно мечтали вслух о чистоте милицейских рядов, не раз предлагали пересмотреть систему оплаты сотрудников в органах внутренних дел, чтобы их не прельщали дополнительные заработки сомнительного свойства. И всякий раз сильно возмущались, когда до них доходили факты преступного поведения милиционеров. Однако некоторые предложения законопроектов показались депутатам спорными. Прежде всего огорчила народных избранников поправка в уголовное законодательство, согласно которой милицейская должность того, кто совершил преступление, считалась отягчающим обстоятельством при определении меры наказания. Депутаты, среди которых, как известно, немало бывших работников правоохранительных органов, назвали такое нововведение дискриминацией и дискредитацией. Они признавали, что есть в милиции люди, подобные Евсюкову, но зачем чернить всех одним махом и заранее объявлять МВД "госорганом власти повышенной общественной опасности".

Неоднозначным было у некоторых думцев и отношение к норме, которая предусматривала наказание за "неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа", если он был отдан начальником в установленном порядке и не противоречил закону. Нарушителю грозил арест до шести месяцев, если невыполнение им приказа нанесло "существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства". А если отказ подчиниться приказу был совершен "группой лиц по предварительному сговору или организованной группой", а все равно повлек тяжкие последствия, срок лишения свободы может быть увеличен до пяти лет. Оппозиция попыталась найти в этой норме политическую подоплеку, вспомнив тех, "кто не стрелял". А у профессионалов из Комитета Госдумы по безопасности был свой резон для сомнений по поводу этой меры. "Дознаватели и следователи, в том числе являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, обладают процессуальной самостоятельностью и в первую очередь обязаны руководствоваться законодательными нормами, а не приказами начальника", – утверждали они.

Из трех законопроектов по милицейской реформе без возражений был встречен только один – тот, что предлагает отнести к органам дознания территориальные (линейные) управления (отделы, отделения) милиции.

16 апреля Госдума приняла постановление "Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Амнистия будет распространяться на участников войны, тружеников тыла, бывших узников нацистских концлагерей и гетто, жителей блокадного Ленинграда. Исключение составляют лица, совершившие преступления против жизни и (или) половой неприкосновенности несовершеннолетних. В их отношении амнистия применяться не будет. Принято также постановление, которое регламентирует порядок освобождения ветеранов из мест лишения свободы, а также порядок прекращения уголовных дел в отношении тех, кто подпадает под действие постановления об амнистии.

Тамара Шкель, "Российская газета " – Центральный выпуск №5161 (82) от 19 апреля 2010 г.