- 28.09.2016
Эксперты не смогли прийти к единому мнению насчет введения уголовной ответственности юридических лиц
“Уголовная ответственность юридических лиц, безусловно, должна быть”, – высказался 22 сентября председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков в ходе круглого стола в Общественной палате РФ.
С ним согласились многие эксперты в этой области, например, член Общественной палаты Красноярского края Валерий Васильев: “Сейчас нередко происходят ситуации, когда бизнес в России нарушает законы и при этом остается безнаказанным. Данную проблему надо решать”. Заместитель губернатора Курганской области по внешнеэкономическим связям, заслуженный юрист РФ Владимир Зубрин поддержал эту позицию и пояснил, что, по его мнению, уголовная ответственность юрлиц должна носить не массовый, а выборочный характер. А адвокат Павел Лапшов напомнил о том, что России ратифицировала в 2004 году Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее протоколы: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, а также против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Согласно их нормам, у нашей страны возникла обязанность установить уголовную ответственность юридических лиц за преступления коррупционной направленности, коммерческий подкуп и легализацию доходов, полученных от этих преступлений, а также за неправомерный доступ к компьютерной информации и ее изменение, торговлю людьми и организацию незаконной миграции.
Однако не все эксперты с радостью восприняли идею введения уголовной ответственности юридических лиц. “В КоАП РФ и без того достаточно составов для привлечения бизнеса к ответственности. При этом административные штрафы зачастую выше уголовных. Я считаю, что можно добавить новый состав административной ответственности или изменить санкции той или иной статьи КоАП РФ – этого будет достаточно”, – высказался представитель Генеральной прокуратуры РФ Игорь Белоусов. С ним согласился ведущий юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Максим Пешков: “Наверное, имеет смысл пересмотреть сроки привлечения юрлиц к административной ответственности – сейчас они составляют от двух месяцев до шести лет [ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. – Ред.]. Дублировать нормы КоАП РФ в УК РФ не вижу смысла”.
Против появления уголовной ответственности компаний выступила также адвокат Сталина Гуревич: “Данная инициатива влечет за собой пересмотр всей науки уголовного права. Известно, что для наступления уголовной ответственности необходима субъективная сторона совершения преступления. Как определить субъективную сторону совершения преступления юридическим лицом? Юридическое лицо – это набор бумажек. А выгодоприобретателем всегда был и остается человек”.
Напомним, соответствующий законопроект1 был внесен в нижнюю палату парламента 23 марта 2015 года депутатом Госдумы Александром Ремезковым и, по словам Владимира Зубрина, будет рассмотрен в ближайшую сессию. Данный законопроект предусматривает назначение таких видов уголовного наказания для юридических лиц, как предупреждение, штраф, лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, лишение права заниматься определенным видом деятельности, запрет на осуществление деятельности на территории России и даже принудительная ликвидация юрлица. Среди преступлений, за которые планируется ввести уголовную ответственность, в частности, следующие:
вооруженный мятеж;
посягательство на жизнь государственного деятеля;
незаконное участие в предпринимательской деятельности;
насильственный захват власти или насильственное удержание власти в интересах юрлица;
злостное неисполнение юрлицом приговора суда, решения суда или иного судебного акта;
разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения.
Предполагается, что осужденное юридическое лицо даже будет иметь судимость, которую можно погасить по прошествии определенного количества времени.
Алина Михайлова, Гарант